ГлавнаяО компанииНаши работыОбразец проектаПубликации"Умный дом"Декор и коврыУслуги и ценыКонтакты


Архитектурно-строительная компания
Трианон

история архитектурывеликие архитекторысловарь архитектурных терминов
 

С конца 4 тысячелетия до н.э. цивилизации земледельцев, расселившихся вдоль Нила, Тигра и между Каспийским и Средиземным морями, выдвигаются на передовой план истории благодаря развитым государственным механизмам и высокому уровню эстетического творчества, составляющего основу нашей художественной культуры.

фрескаЕгипет — древнейшее государство мира, а его искусство — самый ранний вклад в историю культуры стран Древнего Востока. Шесть тысяч лет тому назад в плодородной долине Нила, изолированной от внешних врагов песками пустынь, возникли первые рабовладельческие деспотии, объединенные в конце 4 тысячелетия до н. э. К этому же времени восходят величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства и архитектуры, до сих пор поражающие своим величием, грандиозностью и мощью. Нигде до этого и в это время не было создано столь зрелых и совершенных скульптурных портретов, столь ясных и монументальных архитектурных форм. Никогда еще человек и его жизнь не играли в искусстве такой важной роли, не привлекали такого пристального внимания художников, а тема человеческого труда не была так акцентирована. И хотя в Древнем Египте образ человека был связан с религиозным культом, с прославлением и обожествлением правителя, мастера сумели выразить в своих произведениях внутреннюю значительность и силу человеческих чувств, остро и смело обрисовать характеры.

Египетские пирамиды, рельефы и росписи, покрывающие стены храмов, не только прославляли земных и небесных владык, но и являлись свидетельством большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира, увлекательно и ярко рассказывали о его жизни, особенностях величественной природы Египта. Дыхание засушливых и грозных ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, дикость гор, обилие в их недpax различных пород камня и отсутствие леса во многом определили суровую красоту родившегося на этой почве искусства.

Природные условия, в которых развивался Древний Египет, были весьма своеобразны. Страна, ограниченная с запада и востока двумя высокими плато Ливийской и Аравийской пустынь занимала узкую длинную ленту долины Нила протяженностью (по прямой) около 1000 км, в поперечнике от 1-3 км на юге до 20-25 км на севере в нижнем течении реки. Плодородные, наносного происхождения почвы нильской долины и дельты реки были как нельзя более пригодны для развития земледелия, а разливы Нила способствовали регулярному орошению этих территорий. Вся хозяйственная жизнь Древнего Египта подчинялась циклическому ритму разлива и спада нильских вод. Разлив начинался в июле месяце. Он достигал максимума к октябрю, после чего начинался спад воды, возвращавшейся к исходному уровню в декабре месяце. Таким образом, разлив Нила продолжался почти полгода и, следовательно, египтянам надо было успеть засеять, взрастить и собрать урожай также за полугодие.

Данные современных археологических раскопок говорят о том, что заселение Египта началось еще в эпоху палеолита, т. е. в Х- VI тысячелетиях до н. э. Постепенно, по мере развития оседлого земледелия, в низовье и дельте Нила появились территориальные общины. Жители древнейших земледельческих поселений в V-IV тысячелетии до н.э. уже строили каналы и плотины для орошения своих полей. Строительство ирригационных систем требовало множества человеческих рук, что привело к использованию рабского труда. Постепенно социальное расслоение общин привело к возникновению многочисленных государственных образований-номов, которые к середине IV тысячелетия до н. э. объединились в Ceверное и Южное царства, Столицей Северного царства был город Буто, находившийся в дельте Нила, Южного — Иераконполь (Нехен), располагавшийся южнее Фив. Около 3000г. Северное и Южное царства были объединены царем Менесом (Миной), считавшимся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира — Озириса, который завоевал Южный Египет и построил в нижнем течении Нила крепость Мемфис, ставшую затем столицей нового объединенного государства.

Египет находился под глубочайшим влиянием магии, веры в существование потусторонних сил, которые надо задобрить или нейтрализовать. Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания — они определяли общёственную и государственную жизнь страны; подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта — сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы. Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого сезона, сформировало представления о расцвете и умирании природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса.

По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире, и для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело. В связи с этим в Древнем Египте получает распространение искусство мумификации и строительства погребальных сооружений. Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал к ее возведению, как только занимал престол. Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом. В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным было развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Египте наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладкой каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений.

Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы.Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила. Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре. Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение жилища в Египте, была необходимость укрытия от палящего солнца. Поселения группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивалис под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень. Комнаты, разделенные толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый слой глины. Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца. Виллы крупных государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина.

Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Это объяснялось застойным характером древневосточных общин, деспотической властью фараонов, предельно ограничивавшей свободу личности, и пережитками первобытнообщинного строя, сохранившимися до позднего времени. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, утверждения поз и жестов в круглой скульптуре. На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные и ясные методы и выразительные средства. В пределах канонов мастера сумели передать сложный и величавый человеческий образ, отразить богатство мифологических представлений.

Историю Древнего Египта, равно как и историю культуры, условно делится на следующие периоды:
  • период Раннего царства (3000 — 2800 гг. до н. э.);
  • период Древнего царства (2250 — 2050 гг. до н. э.), окончившийся первым распадом Египта (2800 — 2250 гг. до н.э.);
  • период Среднего царства (2050 — 1700 гг. до н. э.), окончившийся вторым распадом Египта (1700 — 1580 гг. до н.э.);
  • период Нового царства (1580 — 1070 гг. до н. э.);
  • поздний период (11 в. до н. э. — 332 г. до н. э.).


Каждый из этих периодов явился значительным этапом в развитии древнеегипетского искусства, которое имело свои спады и подъемы, связанные с историческими судьбами, переживаемыми страной. Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 год до н. э., когда страна была завоевана войсками Александра Македонского и с этого времени включилась в орбиту эллинистического мира.





НовостиЧасто задаваемые вопросыИстория архитектурыТехнологии строительстваЧто нужно знать застройщикуКаталог ссылокКарта сайта