ГлавнаяО компанииНаши работыОбразец проектаПубликации"Умный дом"Декор и коврыУслуги и ценыКонтакты


Архитектурно-строительная компания
Трианон

история архитектурывеликие архитекторысловарь архитектурных терминов
 

Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тысячелетия до н. э. здесь происходило постепенное развитие древнеегипетского общества, ознаменовавшееся распадом родовых общин.

Египет состоял из ряда отдельных областей — номов, постоянно враждовавших между собой и образовавших Северное и Южное царства. По древнейшим религиозным представлениям, каждый ном имел своего покровителя — крокодила, ибиса, змею и т. д. Обнаруженные в погребениях шиферные культовые таблички для растирания красок и глиняные сосуды показывают, как постепенно складывались основные религиозно-мифологические представления, в дальнейшем оформившиеся в культ животных и культ мертвых. Такие таблицы имели форму обожествленного животного. Мастерство обработки камня, умение обобщать и удачно использовать характерные формы того или иного животного были очень высокими. В них сказалось тяготение к монументальной ясности образов. Так же просты и строги компактные по формам глиняные расписные и гладкие сосуды, связанные с заупокойными обрядами. Рисунки на этих сосудах — плывущие по Нилу ладьи — означали путешествие покойника в загробное царство.

Памятники искусства конца 4 тысячелетия до н. э. рассказывают не только о верованиях, но и об исторических событиях, происходивших в те времена. Они как бы обобщают те достижения в искусстве и те сведения, которые сложились в доклассовый период. Исторические перемены, завоевание Севера Южным Египтом и объединение страны под властью фараона сопровождались ломкой старых представлений. Животные на шиферных пластинках олицетворяют не просто покровителей людей, но верховные силы обожествленного владыки то в виде могучего быка, бодающего поверженного человека, то в виде льва, пожирающего своего врага. Образ человека также завоевывает важное место. Устанавливаются и надолго фиксируются правила изображения в скульптуре и живописи.

Значительность властелина подчеркивалась его размерами, намного превосходящими всех остальных людей. Так, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (конец 4 тысячелетия до н. э., Каир, Музей), изображающем победу фараона I династии Нармера — царя Верхнего Египта над Нижним Египтом, фигура фараона, разящего врага, дана гораздо большей сравнительно с остальными. В этом произведении использованы композиционные решения, которые остануться неизменными в египетском искусстве: разделение изобразительного пространства на пояса, увеличенная фигура фараона, пиктографическое значение некоторых изображений, таких как сокол, держащий олицетворение Дельты в виде зарослей папируса с человеческой головой. Для египетского мастера фараон-бог больше человека, и таким он и должен предстать на изображении. Широкие и сильные плечи развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица — в профиль. Такой метод изображения позволял древнему мастеру не нарушать плоской поверхности, которую он покрывал рельефами, сочетая их с надписями , как в своеобразной книге, и в тоже время давая возможность особенно наглядно показать мощь обожествленного героя. Недаром фараон, утверждавшийся как наместник бога на земле, сопоставлен в этой плите с соколом, самим богом Гором, протягивающим ему на веревке голову побежденного врага. Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, один эпизод под другим, отчего воспринимается подобно рассказу, развертывающемуся в строгой последовательности. Эти особенности, постепенно созревая и отшлифовываясь, характеризуют египетские рельефы и в дальнейшем.

В период Раннего царства сложился государственный аппарат Древнего Египта, номы превратились в административные единицы, совершенствовались орудия труда, развивались меновая торговля и рабовладение, складывались предпосылки для развития древнеегипетской культуры и искусства, в том числе развития архитектуры и градостроительства.

По видимому, города раннединастического периода были небольшими и хорошо укреплёнными. Возможно, что первоначально строились города-крепости округлой формы. Этой точки зрения придерживался П. Лаведан, а также А. В. Бунин. В качестве доказательства они ссылались на древнеегипетский иероглиф, обозначавший город в виде круглого поселения с крестообразным пересечением главных улиц.

Можно указать также на некоторые древние изображения городов. Так, например, на плите фараона Нармера I династии, относящейся к концу IV тысячелетия до н. э., этот фараон изображен в образе священного быка, повергающего стены округлого города с башнями и цитаделью в центре. Другое изображение, относящееся к III тысячелетию до н. э. и найденное в гробнице Нагада, показывает город с двумя воротами и тремя башнями. К сожалению, до нас не дошли города подобного рода. Исключение составляет лишь город Нехеб (современный Эль-Каб), остатки которого были обнаружены английским археологом С. Кларком.

Нехеб был расположен на правом берегу Нила, напротив древней столицы Южного Египта Нехена (Иераконполя). Этот крупный политический и религиозный центр Южного царства был назван в честь богини м, которую египтяне считали покровительницей царской власти. Как выяснилось в результате раскопок, Нехеб первоначально имел округлый план диаметром около 400 м, ограниченный крепостными стенами, построенными из кирпича-сырца. В дальнейшем часть городской территории оказалась в зоне затопления, и город переместился к северо-востоку от нильского берега. При этом он получил укрепления уже не кругообразные, а квадратные в плане. Археологи обнаружили также крепостные каменные ворота.

Можно предположить, что и другие города-крепости Древнего Египта имели аналогичные планы, однако для полного подтверждения этой гипотезы необходимы дополнительные археологические данные.





НовостиЧасто задаваемые вопросыИстория архитектурыТехнологии строительстваЧто нужно знать застройщикуКаталог ссылокКарта сайта