ГлавнаяО компанииНаши работыОбразец проектаПубликации"Умный дом"Декор и коврыУслуги и ценыКонтакты


Архитектурно-строительная компания
Трианон

история архитектурывеликие архитекторысловарь архитектурных терминов
 

БАРОККО
К концу XVI века прежде всего в Италии эволюция маньеризма приводит в формированию стиля, выражающего новую концепцию природы и мира, отношений между людьми и предназначения искусства. Процесс этот охватывает как высшие сферы гражданских и церковных властей, так и частную жизнь человека, стремящегося отныне насладиться прекрасным.
Барокко (итал. barocco через исп. bar- ruecco от португ. barroco — причудливый, неправильный, дурной, испорченный) — один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. Словом «барокко» называют ряд историко- региональных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.
Но уже в середине XVI в. это слово появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. В среде французских ювелиров слово baroquer означает — смягчать контур, делать форму мягкой, живописной. Во французских словарях слово «барокко» появляется с 1718 г. и трактуется как ругательное выражение. Оно долго не могло стать названием стиля. Еще в 1904- 1905 гг. крупнейший французский исследователь С. Рейнак как бы не замечает этого стиля и целой эпохи в развитии европейского искусства, лишь вскользь и пренебрежительно вспоминая о «суетливом иезуитском стиле» как о не имеющем никаких достоинств и являющемся «умственным заблуждением».
Первым сделал слово «барокко» типологической категорией X. Вёльфлин. В книге «Ренессанс и Барокко» (1888), написанной им в Риме, и последующих работах Вёльфлин определил барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля: первой стадией является архаика, второй — классика, третьей — барокко. В своих знаменитых «парах» формальных понятий: линейность и живописность, плоскость и глубина, замкнутая и открытая форма, множественность и единство, ясность и неясность — первую часть Вёльфлин отнес к искусству классики, вторую — к барокко. Отсюда противопоставление Классицизма и Барокко не только как конкретно- исторических художественных стилей, но и как постоянно повторяющихся и обновляющихся в истории фаз развития способов формообразования.
Выдающийся историк- философ искусства М. Дворжак, оппонент Вёльфлина, считал стиль Барокко порождением Маньеризма, но, одновременно, — более высокой ступенью «развития духа» в сравнении с Классицизмом. Немецкий историк культуры Г. Вайзе «выводил» стиль Барокко северных стран непосредственно из Готики и считал его «истинным воплощением германского духа» (Gemiit). Стиль Барокко изучал X. Зедльмайр, ученик М. Дворжака, он окончательно утвердил введенное Вёльфлином разделение стиля на «раннее барокко» XVI- XVII вв. (нем. Fruhbarock) и «позднее барокко» XVII- XVIII вв. (Spat- barock). Э. Маль, французский ученыйле- диевист, в 1920- х гг. определил Барокко как «наивысшее воплощение идей христианского искусства». Много позднее были открыты труды К. Гурлитта, который в книге «История стиля Барокко в Италии» (1887) предвосхитил многие мысли X. Вёльфлина. Особенности искусства «поздней готики» (Spatgotik) Гурлитт мистически сближал с «духом барокко» (Gemut Barock). Однако классической страной Барокко все же принято считать Италию.

Подчеркнутая театральность, иллюзионизм, риторичность и пышность стиля барокко в разные времена, как сказано, порождали разные мнения о нем – от резко негативного в неоклассическую эпоху до восторженного в наше время. Специфицеские черты стиля оставались неизменными на протяжении целого столетия, и лишь в первой половине XVIII века в его развитии наметилась вариативность, обьясняющая возникновения понятия позднего барокко. Основные признаки барокко – это преображение естественного обьекта, икажение классических пропорций, эффекты расширения и сжатия пространства, оптический обман. Приемы эти были нацелены на усиления эмоционального воздействия, сделать осязаемым даже то, что далеко от повседневности.

Укрепление больших центральных национальных государств, рост населения, распрастранения колесного транспорта, требовали пересмотра устройства и размера городов. В эпоху барокко города приорели правильную структуру, основу которой которой составили сеть легко проходимых улиц, соединяющих важные центры, городские ворота, церкви и дворцы. Кроме того, города стали стилистически однородными, монументальные фасады вплетались в саму ткань городской застройки.


Один из первых проектов такой перепланировки города был осуществлен в Риме при папе Сиксте V под руководством архитектора Доменико Фонтана. Проект предусматривал строительство прямых магистралей, соединяющих семь основных римских базилик. Облик современного Рима сложился на протяжении XVII века: при папе Иннокентии X благодаря усилиям Джан Лоренцо Бернини и Францеско Кастелли по прозванию Борромини была создана площадь Навона, тогда как Александру VII Рим был обязан площадью Сан-Пьетро, спроектированной Бернини, площадью Санта Мария делла Паче по проекту Пьетро Берреттини да Крона и площадью дель Пополо, перестроенной в XVII веке Карло Райнальди.

Являющая собой пример барочной организации городского пространства площадь Навона была построена по воле папы Иннокентия Х Памфили, пожелавшего облагородить место, где находилась церковь Сант-Аньезе ин Агоне. По форме эта огромная площадь повторяет очертания античного ипподрома Доминициана, унаследовала она и его предназначение, став местом для зрелищ. Вероятно, именно при подготовке пышной церемонии интронизации Иннокентия X был создан фонтан Рек (1648-1651) Джан Лоренцо Бернини. Он расположен в центре эллипса и представляет собой удивительный пример синтеза природы и мастерства: идея прославления воплощается в струении воды по камню, олицетворяющему земли, омываемые самыми большими из известных тогда рек, и в вертикальном взлёте обелиска, символа устремления в бесконечность. Композиция уравновешивается двумя фонтанами Бернини, расположенными в фокусах эллипса, а также созданным Франческо Борромини фасадом церкви Сант-Аньезе (1653-1657), высокий барабан и колокольни которой вместе с вертикальной осью фонтана контрастируют с горизонтальной протяжённостью площади.

Выполненный Бернини по желанию папы Александра VII Киджи проект площади Святого Петра был представлен в окончательном варианте в 1657 г. Обрамлённое колоннадой эллиптическое пространство связано с фасадом базилики маленькой площадью, ограниченной двумя сходящимися крыльями, подчёркивающими классическую стройность замысла Мадерны. В центре эллипса – обелиск, воздвигнутый Доменико Фонтана в честь Сикста V, а в фокусах – два фонтана. По идее Бернини, состоящие из четырёх рядов колонн величественные колоннады призваны наглядно воплотить символическое значение площади (Церковь принимает в свои объятия город и весь мир) и придать базилике ещё большую торжественность. Множество точек зрения и эффекты перспективы уравновешивают горизонтальный размах площади с куполом Микеланджело, а проект третьей части колоннады, которая подобно театральной кулисе должна замыкать площадь, предвещал самое настоящее «диво». Открытие улицы Кончильяцьоне (1936-1950) исказило замысел Бернини.

Промежуточный элемент между внешним и внутренним пространством, протагонист городской среды, призыв к публике – фасад был жизненно важным моментом в архитектуре барокко. Фасад церкви Джезу Джакомо Дела Порта (1533-1602) имеет двухъярусное членение с центральной осью, акцентированной двойным тимпаном и порталом, тогда как в церкви Санта Мария дела Паче (1656-1657) Пьетро ди Кортона предлагает сильно выступающий портик с экседрой, причём динамика округлого контура верхней части передаётся на крылья, образующие маленькую веерообразную площадь. Та же идея лежит в основе замысла Сант-Андреа аль Квиринале (1658-1671) Бернини, где связь внутреннего и внешнего пространства осуществляется через экседру и выпуклый портик, как бы приглашающий прохожего зайти внутрь. То же соотношение элементов повторяется и внутри, во взаимодействии эллиптического помещения и пространства главного алтаря. Чередование выгнутых и вогнутых стен используется Франческо Борромини, чей фасад Сан Карлино алле Куаттро Фонтане (1667) представляет собой прелюдию к переосмыслению XVIII века, когда фасад начинает трактоваться как театральный занавес, прозрачная кулиса, прислонённая к корпусу здания. Обилие культовых зданий, построенных в Риме с момента разграбления 1527 г. до позднего барокко, сообщают городу характерный театральный облик.

Многое изменил XVII век и в облике Парижа, который стал приобретать современные очертания при Генрихе IV, когда была создана Королевская площадь правильной геометрической формы с одинаковыми жилыми домами по периметру и статуей монарха в центре. Сооруженная в квартале Марэ, современная площадь Вогезов, явилась прототипом такого рода городских структур. Затем последовала площадь Сите, потом в период регенства Марии Медичи – Люксембурский дворец. Появляются круглая площадь Побед, спроектированная юлем Ардуэном Мансаром и Вандомская площадь в форме многоугольника.

Построенная Жюлем Ардуэном Мансаром по велению Людовика XIV церковь (1680-1706) располагается на центральной оси Дома Инвалидов (1670-1676), больницы-приюта для ветеранов военных компаний. Она представляет собой монументальное центрическое сооружение с овальной трибуной, увенчанное куполом, созданным под влиянием микеланджеловскаого купола Святого Петра, но заметно вытянутого в высоту. Конструкция состоит из нижнего барабана, расчленённого парными колоннами, через окна освещающего помещение и одновременно поддерживающего первый купол. Окна второго барабана освещают помещение между первым и вторым куполами, просматривающееся изнутри сквозь широкое отверстие в центре нижнего свода. Третий, облицованный свинцом, купол венчает всё строение и завершается фонарём и пинаклем, заимствованным из готики. Проект Мансара предусматривал ещё два крыла в форме четверти окружности. Эта навеянная колоннадой святого Петра идея не была осуществлена. Строительство комплекса Инвалидов шло на протяжении всего периода войн Людовика XIV за главенство в Европе с 1667 по 1714 г.

Наиболее значительным жилым зданием, построенным в Риме в первой половине XVII века, был палаццо Барберини. Н-образный план указывает на то, что дворец строился по типу виллы. Основному корпусу здания с портиком и лоджиями предшествует двор, обрамленный двумя короткими крыльями. Тем самым акцентируется продольная ось, на которую последовательно нанизываются овальное помещение и сад. Однако в дальнейшем римское градостроительство не пошло по этому пути и главное место стало отводиться фасадам.

В отличии от итальянского палаццо французкий особняк связан с городом через полуоткрытый двор, само здание располагалось в глубине. На протяжении века типология особняка стремится к симметричному плану, буквой U огибающему двор, и особняки органично вплетались в городскую застройку, прежде всего в районе Марэ. Таков отель де Сюлли Жана Андруэ дю Серсо.

В 1695 году по проекту Фишера фон Эрлаха было начато строительство замка Шенбрунн, нового венского «Версаля», призванного стать вырожением возрожденного могущества Австрии. Впрочем, еще грандиознее выглядел первоночальный проект архитектора, где восходящая к французским образцам широкомаштабная планировка вызывала в памяти римские постройки, а также отдаленно напонинало древневосточную архитектуру, известную по описаниям путешествинников. В1698 году начилось строительство Королевского дворца в Берлине (разрушен в 1945), спроектированного архитекторам и скульптором Андреасом Шлютером по поручению принца Браденбургского, ставшего в 1701 первым королем Пруссии.


Художественная культура Англии характеризуется классицистической ориентацией, выраженной архитектором и сценографом Иниго Джонсом (1573-1652), художником необычайно многогранным, черпавшим вдохновение в теоретических трудах и постройках Палладио. По закону двора Джонс строит Куинс-хаус в Гринвиче (с1616) и Банкетинг-хаус во дворце Уайтхолл (1619-1622), украшенный в 1634 году полотнами Рубенса, воспевающими царствование Карла I, а также Ковент-Гарден (ок.1630).
Во второй половине века ведущей фигурой в английском зодчестве становится Кристофер Рен (1632-1723), строгий классицист, осуществивший перестройку церквей Сити после пожара 1666 г., разрушившего 13200 домов, и строительство собора Святого Павла.





НовостиЧасто задаваемые вопросыИстория архитектурыТехнологии строительстваЧто нужно знать застройщикуКаталог ссылокКарта сайта