ГлавнаяО компанииНаши работыОбразец проектаПубликации"Умный дом"Декор и коврыУслуги и ценыКонтакты


Архитектурно-строительная компания
Трианон

история архитектурывеликие архитекторысловарь архитектурных терминов
 

Ар деко
Название этого стиля родилось в 1925 г. после парижской Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Exposition In…) После нее термин “ар деко” прочно закрепился на международной художественной арене. Сильней шее впечатление эта выставка произвела на американцев. В США устраивались специальные мебельные шоу, они имели большой успех у преуспевающей публики, стимулировали спрос на современную мебель. Дизайнеры и архитекторы стали интерпретировать архитектуру и декоративные изделия модерна в новом стиле ар деко. Успеху модного направления очень способствовал особый мир Голливуда. Недаром ар деко часто называют «стилем звезд».
Новый стиль вобрал в себя эстетику модерна и классицизма, древнеегипетскую культуру, этнические мотивы африканских примитивов. Ар деко приглашал человека в мир особой роскоши, новых технологий и материалов. Наряду с использованием изысканных природных отделок: перламутра, слоновой кости, древесины африканских пород, кожи экзотических животных,- появилась совершенно новая эстетика стекла и металла, никелированных поверхностей. На смену плавным природным линиям модерна пришли геометрические объемы. Очень строгие, массивные формы мебели сочетались с тонкими, порой гротескными деталями. Часто мебель и интерьеры украшались африканскими и восточными орнаментами, абстрактными геометрическими композициями. Парадоксально, но мебельный, почти театральный стиль дал толчок для развития новых и очень разных направлений в архитектуре.
Нельзя говорить об ар деко в проектировании как о стиле в полном смысле слова, однако легко заметить, что архитектура 20-30 годов использует достаточно характерный для этой манеры набор приемов: тонкая линия, ведущая свой род от модерна, но более жестко и схематично очерчивающая растительные формы, придающая им угловатость.
Здания простых и строгих очертаний, оштукатуренные и покрашенные в светлые цвета, украшались фризами, полосами, изобразительными вставками, выполненными из цемента или песчаника и образующими ритмические композиции.
В Европе ар деко становится популярным вместе с ростом послевоенного строительства, охватывает целые кварталы, где живут состоятельные люди. Стиль проявился в архитектуре коммерческих зданий, мест развлечений и отдыха, например, кинотеатрах и универмагах.
Затем он стремительно распространился за море в столицы колоний, а также США.
Перед Второй мировой войной ар деко в чистом виде сохранился уже только в Америке.

Необыкновенный расцвет ар деко в США как из-за качества и количества созданных произведений и того неповторимого отпечатка, который они наложили на городской пейзаж (только в одном Манхэттене насчитывается около 150 небоскребов, возведенных в течение одного десятилетия), так и потому, что сам этот стиль обрел за океаном иное, независимое лицо: он обратился к местной архитектурной традиции, от самых архаических ее образов до Чикагской школы, и стал символическим выражением эмансипации от Европы и высокого уровня технологического прогресса Нового мира. Сразу после посещения парижской выставки 1925 г. несколько ведущих членов Лиги архитекторов Нью-Йорка подписали документ о необходимости архитектуры, точно соответствующей требованиям их страны, но обращающейся к европейскому опыту в поисках технических и стилистических решений. Особенно характерен для ар деко Крайслер Билдинг, построенный между 1928 и 1930 г. архитектором Уильямом ван Аленом как американский вариант Эйфелевой башни: его очертания стройны и динамичны, высокое и компактное основание постепенно уменьшается и тянется вверх, заканчиваясь башней с шестью полукруглыми ярусами и стальной иглой над ними. Это современная и передовая с точки зрения технологии конструкция, которая в то же время не отказывается от изысканно-элегантной декоративности.
Использование причудливых орнаментальных, металлических решеток, а также разнообразного декора из облицовочной керамической плитки отличают Шанин Билдинг, созданный Джонон Слоуном и М.Т. Робертсоном в 1929 г. А гостиница «Уолдорф Астория», по проекту архитекторов Леонардо Шультце и Дж. Уивера, представляет собой современный вариант храма с большими куполами и является одним из самых выдающихся произведений ар деко в США.

Быстрое распространение стиля и тенденций следовало за увеличение числа путешествий и ростом контрактов, позволяющим людям узнавать и сравнивать.
Вера в возможность анализа и рационального решения проблем, в возможность функциональной организации города, и вообще возможности улучшения мира при помощи художественного движения лежит в основе убеждений ряда ведущих архитекторов: Вальтера Гропиуса (1883-1967), Людвига Мис ван дер Роэ (1886-1969), Шарля-Эдуарда Жаннере Ле Корбюзье (1887-1965). Используя каждый свои методы вмешательства в городскую среду, все они представляли себе взаимоотношения между человеком и его жилищем как единую этическую проблему.

Методологическое единство этого нового проектирования выражено в знаменитом лозунге «от ложки до города», который выражал широкий спектр интересов архитекторов, их желание окружить человека рациональными по форме предметами и конструкциями, технология изготовления которых предполагала бы умеренные затраты и надлежащее качество. Эти предметы предполагалось, позволили сделать жизнь более рациональной и гармоничной, чтобы у человека оставалось время для совершенствования ума и души.
Главной сферой было городское планирование, одна из главных задач которого была удовлетворение растущей потребности в жилье. Среди прочих надо отметить планы рабочих городков, спроектированных в Москве Эрнстом Маем и в Шпангене и Маттензее Мартом Штамом и Ханнесом Мейером.
В 1922 году Гропиус, Таут, Майер, Шароун, Адольф Лоос представили свои варианты проекта нового здания Чикаго Трибюн, пятью годами позже возможность воплотить свои новые теории представилась на конкурсе Лиги наций в Женеве, где отвергли Ле Корбюзье.


Гениальный архитектор и градостроитель Шарль-Эдуард Жаннере, который с 1920 г. возьмет псевдоним Ле Корбюзье, начал в 1918 г. как живописец, основав с Озанфаном движения пуризма. К этому моменту он имел уже и первоклассный опыт как архитектор, так как учился у Йозефа Хофмана в Австрии, был знаком с Адольфом Лоссом и встречался в Берлине в мастерской Беренса с Мисом ван дер Роэ и Гропиусом. В 1921 г. он открывает мастерскую в Париже, где будет работать до 1965 г. и разработает бесчисленную серию проектов «машин для жилья» и планов «машин для жизни», выражающих позитивное понимание столичной архитектуры как большой коллективной организации, состоящей из высоких домов, больших зеленых зон с инфраструктурами и сферой услуг. В 1926 г. Ле Корбюзье формулирует пять положений новой архитектуры: опоры, сады на крышах, свободная планировка этажа, ленточные окна, фасад без украшений. Благодаря железобетону архитектура больше не будет связана конструктивными проблемами, в ней будет больше функциональности, свободы и фантазии в композиции. Опоры, колонны поднимают здание над влажной землей, позволяют воздуху циркулировать над ними и оставляют больше места для сада, который теперь может располагаться также на месте традиционной крыши со скатами, превратившийся в террасу-солярий со скульптурами, каминами, кустами и зеленой травой. Замене несущих стен легкими колонами раскрепощает план внутренних помещений, которые обустраиваются с помощью легких перегородок.


В 1908 году австрийский архитектор Адольф Лоос (1870-1933) после стажировки в Соединенных Штатах, где он учился у архитекторов-функционалистов Чикагской школы, активно работавший в Вене, опубликовал эссе «орнамент и преступление», в котором яростно полемизировал с Венской Сецессией и декоративными излишествами в архитектуре.
За этим эссе последовала серия статей в «Нёйе фрайе прессе» и в издававшемся им самим журнале «Андере» («Другое»), где Лоос защитил свои принципы в противовес «стилистическим упражнениям» эпохи: « Пусть исчезнут рисунок и все ухищрения художников. Нам нужны новые формы и новые линии, их нужно извлечь непосредственно из жизни, из потребности в комфорте и пользе». Стремись утвердить свои идеи, настроенный на борьбу архитектор открыл в 1906 году независимую школу, но его уроки лучше воспринимались через произведения (вилла Карма в Монтрё, универмаг Гольдман, дома Штайнера и Шоя в Вене), в которых художник строго избегал всего лишнего, уделял внимание исключительно объемам, но не планам и фасадам.

В 1927 году Мис ван дер Роэ начал строительство экспериментального района в Штутгарте.


В противоположность геометризму и «правильности» рационалистов, органическая архитектура понимает пространство как организм, который меняется в зависимости от выполняемых функций и окружающей среды. Эта архитектура не навязывает своего порядка, а свободно вырастает, используя все богатство форм и материалов. Первенство в этом направлении принадлежит Фрэнку Ллойду Райту (1869-1959), чей язык на протяжении долгого творческого пути сохранил черты «абстракции» и «непрерывности пространства».

Идеи Райта оказали влияние и на европейцев, особенно в Германии и Голландии (Алвар Алто).

В последние несколько лет ар деко опять на волне популярности в мире (особенно в России). Интересно, что в современной тенденции ар деко снова стал главным образом стилем декораций мебели и малых форм.





НовостиЧасто задаваемые вопросыИстория архитектурыТехнологии строительстваЧто нужно знать застройщикуКаталог ссылокКарта сайта