ГлавнаяО компанииНаши работыОбразец проектаПубликации"Умный дом"Декор и коврыУслуги и ценыКонтакты


Архитектурно-строительная компания
Трианон

история архитектурывеликие архитекторысловарь архитектурных терминов
 

ПОСТМОДЕРНИЗМ
Кризис рационализма в творчестве архитекторов-модернистов, начавшийся в послевоенные годы, порождает явление постмодернизма. Однако, чёткого и единого определения постмодернизма не существует. Наиболее близкое и приемлемое определение постмодернизма как направления и парадигме, противопоставившего себя модернизму и претендующего на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним "неоавангардизма" или "позднего модернизма", который последовательно развивает модернистские концепции. Другими словами, постмодернизм в отличие от модернизма, анти-элитарен и, в сущности, консервативен. Постмодернизм пропагандирует пассивное подчинение существующему социально-экономическому и культурному порядку общества, своего рода "реалистичность".

Постмодернизм практикует открытый ретроспективизм, эклектическое обращение к традиционным художественным формам; сопоставляя их необычным способом, он создаёт своеобразную театрализованную эстетическую среду, в которую нередко вводятся элементы иронии и гротеска.
В архитектуре конца третьей четверти 20-го века постмодернизм очень ярко выразил себя. С конца 70-х гг.завершается строительство общественных центров, окружённых ярко раскрашенными аркадами и колоннами, трактующих древне-римские форумы и римские барочные здания в театральной манере. Прежние, классически оформленные и законченные архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы для оформления: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д. (Piazza d'Italia в Нью-Орлеане, США, архитектор Чарльз Мур).
В градостроительстве это города-спутники, распланированные по строго осевой системе, застроенные домами с тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами на рустованных стилобатах (новые города-спутники Парижа, испанский архитектор Риккардо Бофилл)
Отдельные строения – это, прежде всего деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами (проекты американского архитектора Р. Вентури).

Интерьеры этих зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью, а фасады украшаются произведениями гиперреалистов, суперграфикой.

В 50-60-е гг. Ле Корбюзье и Гропиус демонстрируют новые средства, позволяющие разрушить рационалистическую правильность форм, делая поверхности более динамическими. В капелле Роншама (1950-1956) Ле Корбюзье отказывается от чёткого профиля, характерного для виллы Саввой в Пуасси, и отдаёт предпочтение более сглаженным контурам, смягчёнными также изгибом крыши. Вальтер Гропиус отходит от стереометрической чистоты Баухаусса в Дессау (1925-1926) и подвергает многоугольной огранке небоскрёб Пан-Америкен в Нью-Йорке (1958-1963). Ещё больший акцент на выразительность делают в своих произведениях Ээро Сааринен и Фрэнк Ллойд Райт. Под влиянием архитектуры Миса Ван дер Роэ, в особенности его манеры распределения модулей по решётчатой схеме, Сааринен в конце 50-х гг. разрабатывает ещё более причудливый и замысловатый стиль, характеризующийся очень лёгкими изогнутыми линиями. При создании терминала авиакомпании TWA в нью-йоркском аэропорту им. Кеннеди (1956-1962) он сделал крышу в виде птичьих крыльев, подчёркнуто выпуклая форма которой придаёт своеобразный облик внутреннему пространству. Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1943-1959) представляет собой один из последних «органических опытов» Ллойда Райта, который постоянно пытался найти архитектурные решения, исходя из форм каких-либо природных объектов. Примером такого подхода может служить дом Кауфманна в Беар-Ран (1936-1939), построенный в виде расположенных одна над другой террас, простирающихся над водным потоком. Очертания музея Гуггенхейма являются подражанием одновременно формам рельефа Большого Каньона и типичных жилищ племени навахо.

В изобразительном искусстве с постмодернизмом обычно связывают направления, тяготеющие к предметно-натуральному художественному восприятию жизни





НовостиЧасто задаваемые вопросыИстория архитектурыТехнологии строительстваЧто нужно знать застройщикуКаталог ссылокКарта сайта