ГлавнаяО компанииНаши работыОбразец проектаПубликации"Умный дом"Декор и коврыУслуги и ценыКонтакты


Архитектурно-строительная компания
Трианон

история архитектурывеликие архитекторысловарь архитектурных терминов
 

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
Расцвет архитектуры Древнего Египта начинается с 3 тысячелетия до н. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, росло использование рабского труда. Укрепление неограниченной власти правителя, его обожествление приобретали все более широкий размах. Вся страна и все население считались его личной собственностью. Он был одновременно и главным жрецом и главным военачальником. Жизнь и смерть фараона считались божественным промыслом, что нашло свое отражение в монументальном строительстве дворцов, храмов и пирамид.

Начало Древнего царства связывают с восшествием на престол первого фараона III Династии Джосера, известного своей строительной деятельностью, и трудами знаменитого придворного архитектора Имхотепа.
В этот период главным столичным городом был Мемфис (древнеегипетский Меннефер). Основанный на левом берегу Нила первоначально как крепость («Белые стены»). Мемфис постепенно превратился в крупный религиозный, политический и культурный центр Древнего Египта, где большого расцвета достигли строительное искусство и ремесло. Город многократно разрушался, однако некоторые сведения о нем дошли до нас благодаря археологическим раскопкам, планомерно проводившимся начиная с XIX в. и продолжающимся до настоящего времени.
Немецкий археолог Лепсиус (1810-1884 гг.), французские исследователи Мариет (1821-1881 гг.) и Масперо (1846-1916 гг.), английский ученый У. Флиндерс Петри (1853-1942 гг.) сделали много для обнаружения древнейших памятников Египта. Кроме того, отдельные описания оставили греческие и римские писатели. Так, Геродот, посетивший Мемфис в V в. до н. э., записал, что город имел 100 стадий в окружности (т. е. 18,5 км). Согласно определению Флиндерса Петри, Мемфис протянулся вдоль Нила на 14 км, а в поперечнике равнялся 7 км. Почти аналогичные цифры называет и другой исследователь истории градостроительства Э. Эгли (13.2 км х 6,6 км). Известно также, что в городе было несколько храмово-дворцовых комплексов, из которых главный занимал территорию 3500 х 1590 м и располагался параллельно реке. От него две улицы вели к Нилу. С севера на юг весь город пронизывала многокилометровая улица.

Особого расцвета Мемфис достиг при IV династии египетских фараонов (2720-2550 гг. до н.э.). В этот период усилились связи Египта с другими народами. Многочисленные торговые экспедиции и военные походы в Нубию (царство Куш) за золотом, слоновой костью и рабами, торговые связи с богатыми финикийскими городами и другими странами привели к тому, что Мемфис, в отличие от других египетских городов, стал центром, в котором помимо египетского населения проживали иноземцы: финикийцы, иудеи, выходцы из Эгейских городов и Двуречья. Они селились в специально отведенных кварталах, где находились их святилища и храмы.
Если планировка и застройка Мемфиса изучена еще недостаточно, то его некрополи, расположенные на плато Ливийской пустыни, известны значительно лучше. Это поминальные храмы, пирамиды и мастаба, в Саккаре, Абусире, Дашуре и Гизе. Строительство монументальных некрополей связано было с обновлением заупокойного культа в эпоху Древнего царства, который должен, был служить идее вечности и незыблемости существующего государственного строя. Вся земная иерархия египетского общества получила в это время монументальное выражение в мемориальных сооружениях.
В эпоху фараонов IV династии осуществляется переход, через ромбовидную пирамиду Снорфу в Дашуре, от ступенчатой структуры к пирамиде с гладкими и однородными стенами, как в пирамиде Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафры) и Микерина (Менкаура) в гизском некрополе под Каиром.
Особое значение с 3 тысячелетия до н. э. в связи с культом фараона приобрело строительство гигантских гробниц. По своему характеру эти гробницы восходили к древним жилищам. Они состояли из подземного помещения, куда ставился саркофаг, и мастабы — надземного холма, облицованного кирпичом. Однако в нарастающей грандиозности гробниц фараонов III династии сказалось желание возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить зыбкости и непостоянству земной жизни идею вечности жизни загробной.

Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее положение, остальные виды искусства дополняли ее, образуя совместно единый и неразрывный комплекс.
Для погребения фараонов строились пирамиды, крупных чиновников и жрецов хоронили в больших, ступенчатой формы гробницах – мастаба. Внешне мастаба представляет собой глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагалась одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствие с культом погребения мертвых, “ душе” спокойно перемещаться в пространстве. Некрополи занимали огромные территории, на которых царили определенный порядок и строгая система координат, соответствовавшая странам света. Именно в этот период поминальные сооружения стали строиться в виде крупных объемно-пространственных ансамблей, хорошо обозревавшихся с далеких точек.
Именно фараону Джосеру и его придворному архитектору Имхотепу мы обязаны постройкой обширного погребального комплекса Саккара, огороженного стеной из белого известника, на территории которого выделяются ступенчатая пирамида и погребальные храмы. Архитектуные нововведения сопровождались использованием белого известника взамен материалов, подверженных разрушению, таких как кирпич и дерево, использовавшихся ранее.

Первоначально гробница Джосера имела вид мастаба , надстроенный впоследствии четырехступенчатой, а затем и шести-ступенчатой пирамидой размерами в плане 126 x 117 м и высотой 60 м. Вход с восточной стороны вел во внутренний двор святилища, откуда можно было попасть в отдельные дворы, где располагались гробницы родственников фараона. Пирамида Джосера находилась в центре огромного поминального комплекса, занимавшего территорию 545 х 278 м и окруженного стеной высотой 9 м. и включавшего кроме пирамиды храм Джосера , большой церемониальный двор с жертвенниками и группу так называемых ложных гробниц.
Анализ пропорций плана ансамбля в Саккара убеждает нас в том, что знаменитый древний зодчий Имхотеп широко использовал в построение квадрат и его производные и что прямоугольная в плане пирамида Джосера служила главным планировочным элементом, с которым соизмерялись второстепенные здания.
Имя Имхотепа написано на основании одной статуи Джосера, найденной в Саккаре в 1929 г. Будучи царским чиновником, Имхотеп руководил постройкой комплекса. Он стал первым художником и архитектором, имя которого нам известно, и возможно, первым, кто строил каменные постройки. Около 500 до н.э. его почитали как бога, в том числе как бога медицины, от Мемфиса до Нубии. Позднее его образ стал использоваться алхимиками, а также масонами при ритуалах.
Ступенчатая пирамида фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) представляет собой если не первое, то во всяком случае одно из первых в истории человеческой культуры цельнокаменное сооружение, отличающееся к тому же впечатляющим размером. Первое — значит, не было образца для подражания. Первое — значит, не было и умения возводить такие сооружения и, соответственно, способ постройки создавался вместе с нею самой.
Имхотеп при создании пирамиды должен был столкнуться со множеством новых, сложных задач.Первая проблема была сопряжена с выравниванием основания под будущее сооружение, вторая — с его ориентацией по странам света.
В основании пирамиды Джосера, как и почти всех позднейших, — скала. Выравнивание ее поверхности по горизонтали с очевидностью представляет собой трудоемкую операцию, однако недостатка в рабочей силе не было, и умение разрушать твердый камень с помощью огня, воды и диоритовых молотов было накоплено раньше. Сложнее иное получить плоскость площадью более полутора гектаров. Образец был — отступая после разлива, нильская вода оставляла отливающие шоколадным блеском площадки полей между дамбами, но здесь, в месте, которое теперь называется Саккара, воды не было. Тем не менее ровная площадка создана почти без подсылки, без подкладки камней, т. е. срезанием всех выступов над заранее установленной горизонтальной отметкой. Это технически неосуществимо без применения уровня.
По-видимому, нивелирование было произведено с помощью стоек с нанесенными иа них метками и элементарного, но достаточно надежного устройства , состоявшего из треноги, горизонтальной рейки, образующей основание треугольника, и грузика, свисающего из его вершины. Зная, сколь регулярными были в Египте землемерные процедуры, сопряженные с разбивкой участков после разлива реки, мы вправе предположить, что в Саккара средство решения задач в одной сфере практики осознанно использовано для решения задачи в другой. Если это так, то мы впервые сталкиваемся с важнейшей для всей эволюции архитектуры операцией сознательного переноса умения «извне» сферы строительства «вовнутрь».
С той же процедурой мы явно сталкиваемся при проблеме ориентации подошвы пирамиды по странам света. Вновь гипотетическая реконструкция достаточно надежно подкреплена долгой последующей практикой: только с помощью так называемого искусственного горизонта (сохраняя неподвижной точку наблюдения и фиксируя на стене-экране пункты восхода и захода избранной звезды (для египтян это всегда Сириус), а затем разделяя расстояние между отметками пополам, можно получить направление север — юг с точностью в доли градуса.) можно было достичь высокой точности ориентации.Итак, с первых же шагов мы имеем дело с заимствованием технических приемов областью строительного искусства.
Следующая группа проблем сопряжена с задачей создания гробницы фараона под подошвой пирамиды и обеспечением ее безопасности от грабителей. Несомненно, судя по текстам, уже ставшим непонятными заклинаниями к моменту, когда они были записаны только что изобретенными иероглифами, прототипом для гробницы Джосера послужили колодцы под ранними мастаба. Однако приращение размеров столь значительно, что мы (как некогда Имхотеп) сталкиваемся с качественно новым явлением.
Колодец под пирамидой, обнаруженный и обмеренный Перрингом в 1837 г., представляет собой почти правильную круглую «трубку» диаметром 9 м и глубиной 23,5 м. Собственно погребальная камера, некогда «запечатанная» блоком гранита весом в 4 тонны, была устроена под днищем колодца. Здесь перед нами тоже перенос приемов, но уже иного рода— внутри сферы строительного умения способ работы в одном материале перенесен на работу с другим. Очевидно, что память о работе с сырцовым кирпичом управляла мыслью архитектора, когда для возведения «тела» пирамиды он избрал малогабаритные блоки известняка. Не только размер блока, но и способ укладки камня несет отпечаток долгого навыка работы с кирпичом: кладка велась слоями, наклоненными внутрь, и, соответственно, поверхности каменных блоков отклоняются от горизонтали и вертикали.
Лабиринт, возникший под пирамидой, настолько прихотлив, что смена нескольких стадий интерпретации задачи очевидна. Вокруг первоначальной камеры фараона расположились гробницы членов его семьи, выстроившиеся параллельно сторонам гигантской мастабы. Когда было принято решение надстроить конструкцию, все эти камеры оказались внутри под подошвой пирамиды. Длинный ложный ход выводит прямо в колодец, на высоте 16 м. над его дном, подлинный же подход к погребальной камере делает в плане несколько колен и спускается несколькими ступенями: вертикальные шахты и наклонные туннели чередуются. Перринг нашел один вход на южной стороне пирамиды и три на северной (один из них оставался запечатанным большими гранитными блоками). Затем был обнаружен еще один, в 16 м от края пирамиды и в 4 м к западу от оси главного входа. От внешнего «лаза» в виде неглубокой шахты, прикрытой крышкой, отходит почти горизонтальный сорокаметровый туннель и затем сложными коленами выводит ко дну колодца. Создать столь сложную систему ходов без применения ортогональных проекций не представляется возможным, необходимо построение плана и разрезов. Следовательно к умению пользоваться «уровнем» прибавляется умение пользоваться проекцией, к инструменту техническому прибавляется инструмент мыслительный.
В процессе строительства ступенчатой пирамиды египтяне столкнулось с невиданной проблемой: искусственная гора должна была подняться над жерлом колодца диаметром 9 м. Выход, найденный Имхотепом, изумляет: над жерлом колодца поднимается выемка, имеющая форму несколько приплюснутого полусферического купола. К сожалению, многое было разрушено во время раскопок . В вопросе об оригинальном перекрытии колодца остается много.
И все же существует версия гипотетической реконструкции. По мнению В.Л.Глазычева Перринг был слишком опытным инженером, чтобы существенно исказить форму «чаши» над жерлом колодца, следовательно, по всей видимости, приплюснутая обобщенная полусфера присутствовала в кладке «сердечника» пирамиды-мастабы изначально. Более того, при небольших размерах каменных блоков (к тому же, это довольно слабый известняк) «ложный свод» должен был быть не менее высоким, чем в микенской «гробнице Атрея». Саисские инженеры, осуществлявшие ремонтные работы ок. 600 г. до н. э., скорее всего стремились к восстановлению первоначальной конструкции, а не замене ее на принципиально новую. Собрав все эти допущения вместе, можно предположить, что оригинальная конструкция была смешанной — из деревянных балок, зажатых консоль-но в кладке, и выдвинутых по ним каменных блоков. Вполне вероятно, что мы имеем дело с конструкцией типа колхидской кровли «дарбази», ныне экспонированной в Этнографическом музее-скансене Тбилиси и впервые описанной еще Витрувием. Дело осложняется еще и тем, что, вопреки широко распространенному в литературе мнению, древние египтяне, несомненно, были знакомы со сводчатой конструкцией в кирпиче, а комплекс в Саккара постоянно демонстрирует имитацию то кирпичных, то деревянных, то смешанных конструкций. Заметим, наконец, что сводчатая конструкция в начальной фазе египетской архитектуры явно окружена особым почтением и обладает знаковой функцией. Плитам потолка туннеля под ступенчатой пирамидой придана слабовыраженная сводчатость, а «двускатному» потолку погребальной камеры фараона Менкауре (Микерина) в его гизехской пирамиде очертание стрельчатого свода придано тщательным вытесыванием нижних поверхностей огромных гранитных плит по дуге.
И все же между имитацией свода в ранних пирамидах и действительным разгрузочным сводом (общей толщиной 1 м), упрятанным в толщу кирпичной пирамиды Аменемхета III в Гавара, нет преемственности. Хотя на барельефах Древнего царства в составе усадьбы видны сводчатые конструкции, хотя по всей Дельте до настоящего времени возводятся изображенные на древнейших фресках восьмидесятиметровой высоты голубятни сводчато-конической конструкции (сплетенные и обмазанные глиной), каменный или кирпичный свод в монументальной постройке всякий раз изобретается заново.Итак, ступенчатая пирамида с сияющими плитами внешней облицовки (давно сорванными) стала главным акцентом колоссального храмового комплекса в Саккара — казалось бы, создан образец для воспроизведения и незначительных модификаций. Однако ничего похожего мы не наблюдаем. После незначительной интермедии (в 1901 г. между Саккара и Гизе обнаружены руины маленькой пирамиды, внешне повторяющей форму пирамиды Джосера (пирамида отнесена египтологами к малоизвестному преемнику Джосера, фараону Каба). Уже здесь однако нет прямого повторения. «Сердечник» выложен из правильных слоев каменной кладки; на него опираются 14 слоев кладки под прямым углом к «направляющей», т. е. так же, как в Саккара. Погребальная камера высечена целиком в монолитной скале под пирамидой (задачи перекрытия нет) и к ней ведет единственный вход, расположенный на северной стороне сооружения) в 50 — 60 лет, фараон Снофру воздвигает в Медуме ок. 2 700 г.до н. э. свою двуступенчатую пирамиду.

По конструкции пирамида в Медуме близка сооружению Джосера: в ее толще скрыты семь ступеней, слои кладки наклонены под углами 73 — 75°. Однако фараон и его архитекторы не были удовлетворены формой! То ли сразу, то ли уже в процессе строительства было принято решение объединить ступени пирамиды по три за счет дополнительной укладки камня. В результате возникла башнеподобная постройка, производящая грандиозное впечатление и сегодня. Кстати, именно в Медуме немецкий археолог Людвиг Борхардт обнаружил следы сырцовой «рампы», служившей своеобразными подмостями при возведении сооружения, о чем специально ниже.





НовостиЧасто задаваемые вопросыИстория архитектурыТехнологии строительстваЧто нужно знать застройщикуКаталог ссылокКарта сайта