ГлавнаяО компанииНаши работыОбразец проектаПубликации"Умный дом"Декор и коврыУслуги и ценыКонтакты


Архитектурно-строительная компания
Трианон

история архитектурывеликие архитекторысловарь архитектурных терминов
 

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
С первых десятилетий V в. до н.э. начинается классический период развития греческой культуры и всех видов искусства.
В начале V в. до н.э. греко-персидские войны заканчиваются победой Греции, закрепившей преимущества прогрессивного экономического уклада греков, более передового по сравнению с восточными деспотиями общественного устройства. Военно-политические и экономические успехи способствовали возвышению и расцвету Афин, Спарты, Сиракуз.


В Греции получает развитие новая форма государственного устройства—рабовладельческая демократия. Начинается новый подъем искусства, науки, философии, архитектуры. Идеалом греческой культуры этого периода становится образ воина —гражданина, всесторонне развитого человека.
Города-колонии Малой Азии были ослаблены войнами и поэтому первая половина V в. до н.э. отмечена преобладанием в греческой архитектуре дорического ордера.
Периптер остается ведущей формой храма. Совершенствуются его планировочные решения, пропорциональные соотношения, отрабатываются наиболее выразительные сочетания пластики всего объема и декоративных деталей. Эффект величия достигался за счет соразмерности и уравновешенности частей здания.
Прекрасный пример раннеклассической архитектуры небольшой храм Афины Афайи на о. Эгина, в ясных и гармоничных пропорциях которого воплотились патриотические идеи греков (храм был сооружен в честь победы над троянцами). Храм Зевса в Олимпии, несмотря на крупные размеры, также не вызывает ощущения тяжеловесности. Его пропорции доведены до классического совершенства. Масштабный строй этого храма и даже размеры его колонн приобрели значение нормы при возведении храмов последующего времени. В его интерьере была установлена статуя Зевса — главного бога греческого пантеона, — изваянная великим греческим скульптором Фидием. Фронтоны и фризы целлы были украшены рельефами и скульптурой.
В период классики утверждается канонический тип храма: по числу колонн, пропорциям, архитектурной образности. Отношение количества колонн на торцовом и боковом фасадах, определяющее, по существу, габариты плана, устанавливалось по формуле: n x (2n + 1), где n — число колонн торцового фасада, причем число это всегда принималось четным.
Модульная система размерностей — важнейшее достижение греческой архитектуры—была выработана для решения задач художественной выразительности и удобства заготовки элементов здания.
Но стандартизация элементов зданий не привела греческую архитектуру к сухости и однообразию.
Греки умели корректировать зрительные иллюзии, порождаемые четкой ортогональностью зданий. Кроме энтазиса колонн, легкие выпуклости (курватуры) придавались горизонтальным частям—антаблементу и стилобату, регулировались наклон колонн и расстояния между ними, что, кстати, повышало сейсмостойкость здания.
Греции в это время появляются интересные градостроительные концепции, основанные на регулярном начале, но пронизанная новыми функциональными и эстетическими принципами.
Расцвет Греции нашел отражение в быстром росте городов метрополии (Балканского полуострова) и особенно колоний. Ускоренные темпы планомерного создания городов пробудили интерес к теории градостроительства, вызвали необходимость в разработке принципов регулярной планировки. Изобретение регулярного города приписывается Гипподаму — архитектору из Милета, хотя элементы «гипподамовой» системы греческого градостроительства сформировались уже в эпоху стихийной колонизации VIII-VII вв. до н. э.
Один из ранних примеров гипподамовой системы в греческом градостроительстве дает планировка Олинфа (V—IV вв. до н. э.) —города в Македонии. Стандартные по размерам кварталы Олинфа (100X40 м) разделялись пополам проходом, в котором были устроены перекрытые плитами траншеи канализации. Обе части квартала делились каждая на пять дворов, застроенных по периметру. Перистильная схема планировки жилых домов, когда все помещения раскрываются во внутренний дворик через окружающие его галереи, типична для Олинфа. Жилища возводились из недолговечных материалов: стены — из сырца на каменном фундаменте; перекрытия, лестницы, опоры террас и входного портика были деревянными. Кровля выстилалась черепицей, полы в основном оставались земляными. В богатых домах иногда мостили полы каменными плитами, украшали мозаикой. Стены штукатурились и расписывались фресками. Перистильный тип дома, естественно сформировавшийся в соответствии с климатическими условиями Средиземноморья, народными бытовыми и строительными традициями, получил широкое распространение во всем эллинском мире.
Городская площадь — агора, имевшая первоначально торговое назначение, приобретает с развитием общественной жизни греческого полиса многообразные функции, становится политическим центром города. К площади примыкали культовые и общественные сооружения: святилища и алтари, залы общественных собраний, театры, пинакотеки, гимнасии, палестры (спортивные школы). Ближе к окраинам города размещались стадионы и ипподромы. Крупнейшим общественным зданием V в. до н. э. был Телестерион в Элевсине, построенный Иктином. Огромный зал его, размером 50 X 45 м, перекрывался деревянными конструкциями, что позволило широко расставить колонны интерьера и создать нормальные условия видимости.
Греческие театры зарождаются как праздничные игры, посвященные богу Дионису. Представления разворачивались на площадке у подножия холма, на склоне которого располагались зрители. Традиционные места представлений впоследствии благоустраивались.
Основные планировочные элементы театра: орхастра – круглая площадка для выступлений хора; скена --помещение для переодеваний актеров; театрон – места для зрителей, окружавшие орхестру. Крупнейшие театры вмещали до 50 тыс. человек, а диаметр театрона достигал 140 м. Для улучшения эвакуации зрителей ряды мест разделялись радиальными и кольцевыми проходами.
С развитием греческой драматургии наиболее частым реформам подвергалось устройство скены, которая из легкой палатки превращается в двухэтажное здание, служившее фоном действию, его постоянной декорацией. С выделением основной сюжетной линии в представлении игра главных действующих лиц переносится на проскениум — пристройку перед скеной в виде высокой площадки.
Каждый греческий город имел театральные сооружения. Наиболее известны театр в Эпидавре и театр Диониса в Афинах.

К концу V в. до н. э. углубляются противоречия в рабовладельческом обществе Греции. Ожесточенная классовая борьба, восстания рабов, войны между отдельными полисами расшатывают основы экономического и политического союза греков. Греческая архитектура IV в. до н. э. утрачивает высокие гражданские идеалы, единство стиля, присущее централизованной державе. Экономические возможности отдельных полисов не позволяют возводить крупные, значительные сооружения. Тем не менее предпринимается реконструкция сгоревшего храма Артемиды в Эфесе. Еще сохраняется общеэллинское значение святилищ в Дельфах, Олимпии, Эпидавре, которые продолжают застраиваться мелкими храмами, алтарями, памятниками.
Усиливаются декоративные тенденции, проявляются значительные отклонения в трактовке ордеров. В архитектуре мемориальных памятников используется коринфский ордер. Художественный образ пышной капители "этого ордера заимствован, по легенде, от корзины, сквозь которую проросли листья кустарника аканта .
Устранение афинской гегемонии на Средиземном море благоприятствует процветанию рабовладельческих монархий Малой Азии. Здесь в IV в. до н. э. создаются оригинальные образцы архитектуры, отразившей и угасающие греческие традиции, и стремление воспользоваться приемами восточных строителей.
Если рассмотреть планировочную организацию Милета и Пирея, то можно усмотреть в этих городах некоторые новые и общие черты. Прежде всего это касается зонирования городской территории.
В Милете четко выделяются три зоны: торговый центр. Примыкавший к военной Львиной гавани; общественный центр, тяготевший к Теотральной бухте, и два крупных жилых района.
Аналогичное зонирование наблюдается и в Пирее.
Второй характерной чертой планировки Пирея и Милета была ориентация Главных улиц. И в том и в другом случае главные улицы были ориентированы с юго-запада на северо-восток. Обращают на себя внимание и пропорции кварталов. Если в регулярных городах, построенных до Гипподама, жилые кварталы имели тянутую конфигурацию, как например, кварталы Олинфа, имевшие соотношение ширины к длине 1:2,5, то в Милете пропорции кварталов в плане были более гармоничными 7:6; 7:4.
Интересно так же соотношение ширин улиц в городах спланированных Гипподамом: второстепенные улицы имели ширину 3.5м., главные 7м., а ведущая улица – дорога в Пирее – 15м. Имеется еще одна характерная черта в планах рассматриваемых городов, Заключавшаяся в том, что улицы, площади и крупные общественные здания органически вписывались в планировочную решетку плана и это вписывание носило не механический, а эстетический характер. Рассмотрим в качестве примера центр города Милета.
Центр Милета развивалея вдоль двух пространственных координат, организующих "всю" планировку города. Вдоль одной из них располагались гимнасий со стадионом и городской парк, вдоль другой -- торговые общественные площади. Эти площади состояли из Южной агоры, предназначенной для торговли, с лавками, расположенными по периметру, и портиками. Южная агора имела три входа, ее размер был 166 х 128 м. Северная агора, значительно меньших размеров, предназначалась для торговли предметами роскоши. Между Северной и Южной агорами располагался гражданский центр городской общины. Сюда выходил булевтерий, т. е. здание, где заседал городской совет. Перед булевтерием находился алтарь для принятия присяги гражданами общины. Поблизости располагался еще один гимнасий.
Далеко не все перечисленные нами здания относились к эпохе Гипподама. Некоторые из них были построены позднее, может быть, на месте более ранних сооружений, однако принципиальное пространственное решение центра несомненно, восходит к классическому периоду. То-же самое можно сказать и о жилых кварталах. Если северные были построены сразу после греко-персидских войн, то южные, возможно, были перестроены в эллинистический период.
Следует отметить, что в концепции городского плана Милета отразились общие философские и научные представления того времени. Как известно, Милет был не только крупнейшим малоазийским торговым городом, насчитывавшим 100-тысячное население но и крупнейшим в греческом мире центром античной науки и философии. Здесь жили и работали Фалес, подытоживший математические и астрономические познания древних жителей Египта и Двуречья и рассчитавший оптимальную высоту маяка в зависимости от удаления кораблей; Анаксимандр, нарисовавший географическую карту греческого мира, основавший колонию Аполлония и сконструировавший гномон для определения солнечной тени; Гекатей — географ и путешественник, усовершенствовавший географическую карту гpeческого мира; Анаксимен и другие философы. К этому перечню следует добавить имя Пифагора, который жил до своего изгнания в непосредственной близости от Милета на острове Самос; и который создал теорию числового выражения гармонии. Мы не случайно перечислили здесь имена этих ученых, поскольку они оказали несомненное влияние на формирование градостроительной концепции Гипподама, в которой отражались философские и научные представления его времени.
Как видно из планов Милета и других регулярных городов Древней Греции, планировочная композиция носила «открытый» характер. Крепостные стены, окружавшие городскую территорию, как правило, не имели геометрически правильных в плане очертаний. Они сковывали рост города и окружали свободные территории с учетом будущего его развития; Главной планировочной единицей был квартал, состоявший двух, четырех или более домов. Таким образом, город развивался путем наращивания жилых единиц от центра к периферии. Центробежные тенденции имело и пространственное развитие городского центра. Эта особенность градостроительного мышления древних греков дополнялась особым их отношением к окружавшему город пейзажу, который они рассматривали, с одной стороны, как зримое выражение их понятия о родине, с другой, как часть мирового ландшафта или ойкумены (т. е. обитаемой части земной поверхности).
Поэтому какой бы город греки ни строили, они всегда знали его местоположение в ойкумене. В этот период благодаря развитию мореходства сильно расширились географические познания. Они объединились с астрономическими сведениями о Луне и Солнце и расположении созвездий, служивших дополнительными ориентирами во время постоянных морских путешествии. Все это слилось с общим представлением о Земле как о плоском круге (по одним источникам, плавающим на воде, по другим, поддерживавшимся воздухом). Этим объясняется появление в эпоху архаики первых изображений Земли. Так, известны карты Гесиода (VIII в. до н. э.); Анаксимандра и Гекатея (VI в. до н.э.).
Эти карты, высеченные на камне или, к у Гекатея, процарапанные на медной пластине, изображали землю в виде круга, в центре которого располагал всеэллинский культовый центр Дельф. Согласно поверьям греков, местоположение Дельф было указано верховным божеством Олимпа -- Зевсом который, желая определить центр земли пустил двух птиц навстречу друг другу. Птицы встретились над территорией будущих Дельф. Эта легенда всячески поддерживалась греческим жречество и постепенно в эпоху архаики Дельфы превратились в центр всего греческого мира. В древнем святилище, в хpаме Аполлона, многократно перестраивавшемся, был установлен конической формы камень – Омфал, который греки считали центром (пупом) земли, откуда отсчитывались все расстояния. Здесь же рядом находился Дельфийский оракул, с которым «советовались» жители всех эллинских общин.
Было бы неправильно думать, что в развитии регулярной планировки городов заключалось главное достоинство греческого градостроительства V в. 1.э. Одновременно с развитием новых планировочных приемов продолжали совершенствоваться и традиционные, более древние элементы городской структуры. Мы имеем в виду акропали, которые в этот период из крепостей и резиденций правителей превратились в главные монументальные ансамбли городских общин. Самым ярким примером в этом отношение является Афинский акрополь.
Своего высшего расцвета греческая архитектура достигла в «Золотой век» Перикла — вождя афинской демократии. Афины становятся центром греческой культуры.
Своим расцветом Афины были обязаны прежде всего развитию торговли, ремесла и мореходства, а также ведущей роли афинских полководцев в греко-персидских войнах (500-449 гг. до н. э.). В отличие от других греческих государств, участвовавших в этой войне, Афины сумели за короткий срок укрепить свой почтовый район – Пиреи и превратить его в мощную военную и торговую гавань. Выше уже говорилось, что для распланирования города был приглашен Гипподам из Милета. Однако эти работы являлись лишь частью обширной программы по укреплению обороноспособности Аттики и созданию собственного большого морского флота. Душой и инициатором многих строительных начинаний этого времени был крупный государственный деятель и полководец – Фемистокл,(525-460 гг. до н. э.). При нем началось строительство городских стен Афин и так называемых Длинных стен, соединивших Пирей и Афины в единое целое. Он убедил Народное собрание построить военный флот в 200 триер. По его инициативе возник в 478 г. до н.э. Афинский морской союз.
Период расцвета Афин совпал с правлением крупного государственного деятеля Перикла (443-429 гг. до н.э.), который в результате проведенных им реформ закрепил в Афинах демократическое правление. Верховным органом власти в Афинах было Народное собрание, в котором участвовали все полноправные граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Народное собрание имело самые широкие полномочия и решало основные вопросы внешней и внутренней политики государства. Оно собиралось каждые 10 дней. По существу, с введением решающей власти Народного собрания старые органы власти Ареопаг и архонты потеряли свое значение.
Исполнительная власть принадлежала различного рода коллегиям, члены которых избирались на год. Коллегии подчинялись Народному собранию. Обычно они состояли из 10 чел. Их функции были весьма разнообразны, например: сбор налогов, наблюдение за рынками и торговлей и многое другое.
Таким образом, при Перикле система управления государством была подлинно демократической. Однако следует сказать, что демократическими правами пользовалось далеко не все население Афин. Не только рабы, которые составляли 1/3 населения Афин, но и старики, женщины, дети и приезжие из других городов не имели права участвовать в государственном управлении.
Новое демократическое устройство требовало строительства новых архитектурных сооружений. Если Народное собрание в силу своей многочисленности пользовалось склонами холма Пникс и театром Диониса, то заседания совета пятисот потребовали строительства специального здания-булевтерия, сооруженного на афинской агоре. Для работы коллегий использовались многочисленные портики, возникшие в это время в Афинах, главным образом, в районе той же агоры. Здесь же построен был Пританей -- здание, где собирались для трапезы почетные граждане объединенных общин и должностные лица – пританы.
В эпоху Перикла Афины представляли собой довольно значительный город протяженностью с запада на восток около 1,5 км.. На территории города имелась гряда холмов, среди которых выделялся своим массивом холм Акрополя. Холмы служили водоразделом между двумя небольшими пересыхавшими летом речками Эридан и Илис, впадавшими западнее города в реку Кефис, в свою очередь, стекавшую в море. В древности холмы служили местом для отправления местных культов, что сохранилось в названиях некоторых из них (холм Нимф, холм Арея). Позднее на возвышенностях города стали строиться храмы, как, например, храмы Акрополя или же храм Тезея (Гефестейон) возле агоры. Город снабжался водой, которая доставлялась акведуком, сооруженным в VI в. до н. э. Крепостные стены построенные при Фемистокле, имели несколько ворот,среди которых главными были ворота, соединявшие город с Пиреем, северо-заподные соединявшие Афины со святилищем в Элевсине.
Северные Ахарнские и восточные Диахарнские ворота вели в глубинные районы Аттики, а южные к Фалерской гавани и мысу Суний.
Главная рыночная и общественная агора располагалась во времена Перикла в северо-западной части города, между Акрополем и Дипилонскими воротами. В V в. до н, э. афинская агора была застроена по периметру общественными и культовыми зданиями и даже, по некоторым источникам, озеленена по контуру платанами. В Афинах сохранились названия отдельных жилых районов гopoда: Лимны, Мелите, Керамик. Последний, несомненно, был ремесленным районом города, где руками афинских мастеров создавались подлинные шедевры керамического искусства. Жилые дома в Афинах практически не сохранились, так как были построены из глины или кирпича–сырца. По свидетельству античных писателей, жилища афинян были очень скромными, что соответствовало демократическим принципам того времени.
-Главным ансамблем Афин был Афинский акрополь, некогда игравший роль городской крепости, но постепенно превратившийся в монументальный храмовый комплекс.
Скалистый холм, на котором был расположен акрополь, имел около 300 м длины и около 150 м ширины, его превышение над уровнем города насчитывало около 60 м. Самой высокой точкой акрополя являлась площадка, на которой был сооружен Парфенон. Акрополь имел крутые склоны, дополнительно укрепленные. В начале греко-персидских войн, когда персы сожгли и разгромили Афины и старый акрополь, эти укрепления были усилены. Особенно тщательно обработаны. были южные склоны Акрополя. Эти работы связывают с именем крупного полководца, представителя олигархической группировки в Афинах Кимона (504-449 гг. до н. э.).
На строительной площадке Акрополя родился новый язык искусства Европы: непрерывное повествовательное движение. В декоративном убранстве Парфенона иерархия сюжетов проявляется в расположении их на различном уровне от земли, начиная с Панафинейского празднования, изображенного на фризе целлы, и кончая эпическими и мифологическими сюжетами на метопах и фронтонах.
Афинский акрополь перестраивался в период наивысшего культурного расцвета Афин, когда там жили и творили крупнейшие ученые, писатели и художники Древней Греции: Геродот, Анаксагор, Фидий, Эсхил, Софокл и Эврипид; когда там работали такие великие зодчие, как Иктин, Калликрат и Мнесикл. Старая застройка акрополя, сильно разрушенная персами в 480 г. до н. э., не могла уже удовлетворять вкусам нового времени. Архаический храм, посвященный культу Афины Полиады и Посейдона (Гекатомпедон), многократно перестраивавшийся, был сильно разрушен. Новый храм, посвященный Афине Деве, начатый незадолго до греко-персидских войн, был возведен лишь до уровня стилобата. Старые пропилеи страдали отсутствием монументальности. Таков был акрополь, когда приступили к его реконструкции. Остается загадкой, был ли единый композиционный замысел у строителей или этот ансамбль создавался постепенно. Утверждать лишь можно только одно, что была единая идеологическая концепция, в соответствии с которой и строился этот ансамбль. Эта концепция состояла из нескольких позиций. Во-первых, художественный облик новых сооружений должен был отражать историческую миссию Афин как государства, которое взяло на себя роль, спасительницы греческого мира от вторжения иноземцев. Во-вторых, масштаб и характер застройки акрополя должны были отражать экономический и культурный расцвет Аттики в целом. В-третьих, новый ансамбль должен был выражать те демократические начала, которые были свойственны Афинскому государству в этот период, т. е. быть подлинно народным. Все эти позиции и составляли ту идеологическую программу, которая была положена в основу перестройки акрополя. Как видно из этого перечня, религиозно-мистическое начало уступило место художественной интерпретации реальных событий этого времени. Это не значит, что культовые сооружения не отвечали своему прямому назначению, но само религиозное сознание афинян носило народный, фольклорный характер, что и позволило им объединить религиозные, мифологические и героические темы в одно единое художественное целое.
Хронология развития Афинского акрополя V в. до н. э. позволяет нам проследить процесс формирования этого ансамбля. Весьма примечательно, что первым сооружением на нем было не архитектурное, а скульптурное произведение -- статуя Афины Воительницы (Промахос), что было вполне закономерно, поскольку возглавлял строительство акрополя скульптор Фидий, уполномоченный на эту роль Периклом. Как известно, статуя Афины Промахос работы Фидия не сохранилась, поэтому существуют различные догадки по поводу ее высоты. Известно лишь, что медное копье богини, поблескивавшее на солнце, было видно с моря, находившегося на расстоянии нескольких километров от города.
Через год после установки монументальной скульптуры архитекторы Иктин и Калликрат приступили к строительству храма Афины Девы -- Парфенону (447-438 гг. до н.э.). Вскоре этот периптер, построенный из пентелийского мрамора, занял южную часть акрополя и его монументальный объем (30,89 х 69,54 м) получил доминирующее положение в пейзаже.
В 437 г. до н. э. архитектор Мнесикл начинает строительство главного входа на акрополь-Пропилеи (закончены в 432 г. до н. э.). Композиционная ось Пропилеи стала почти параллельной Парфенону и была ориентирована на Афину Промахос.
В 431 г. до н. э. в связи со смертью Перикла (429 г. до н. э.) и началом пелопоннесской войны строительство на акрополе было приостановлено, но уже в 421 г. до н. э. начинается строительство Эрехтейона. Это асимметричное здание, посвященное культу Афины Полиады и Посейдона, заменило старый храм Гекатомпедон, но было построено севернее его. Причем главный его ионический портик был обращен к северу, в сторону Афинской агоры.

Существует мнение, что маленький ионический храм Ники Аптерос (Бескрылой победы) был задуман архитектором Калликратом почти одновременно с Парфеноном, однако он был построен несколько позже. Во всяком случае, в 421 г. до н.э. он уже существовал.
Хронологическая последовательность строительства Афинского акрополя еще не раскрывает сущности всего композиционного замысла, но все же позволяет сделать вывод о том, что главным сооружением эпохи Перикла был Парфенон, который был задуман им как всеэллинский храм наподобие храма Зевса в Олимпии или Аполлона в Дельфах. Однако в отличие от этих периптеров Парфенон скорее походил не на вместилище божества, а на монумент военной и гражданской славы Афин, решенный в виде периптера.
Масштабный и образный контраст Парфенона и Эрехтейона позволяет говорить о том, что на акрополе были разные композиционно-сюжетные зоны. Одна, с Парфеноном, обращалась ко всему греческому миру, тогда как северная зона, обращенная к агоре, апеллировала к Аттике и Афинам. Композиционная роль Пропилеи заключалась в объединении этих двух сюжетно-композиционных начал. В композиции Афинского акрополя имеются и другие приемы создания художественного единства. Это прежде всего пропорциональный строй архитектурных ордеров Парфенона, Эрехтейона и Пропилеи, хорошо сочетавшихся друг с другом, а также большая роль скульптуры в ансамбле.
Единство архитектуры и скульптуры Афинского акрополя является общепризнанным. Однако скульптурное убранство акрополя имело и свою сюжетную и композиционную логику, а также несомненное пропорциональное единство. Достаточно вспомнить многочисленные изображения богини Афины, представленной то в виде Воительницы, то в виде Девы внутри Парфенона, то в виде покровительницы города (внутри Эрехтейона), то в виде Афины Гигейи-покровительницы здоровья, то в виде Афины Эрганы-покровительницы ремесел и т. д. Каждая из этих скульптур имела свой масштаб и располагалась в определенном месте, так же как архитектурные ордера, находилась в пропорциональной взаимозависимости. Афинский акрополь таит в себе еще много интереснейших творческих приемов, достойных изучения.
Афинский акрополь был рассчитан на восприятие его по мере движения по определенной траектории, что было связано со знаменитыми праздниками Панафинеями. Панафинеи были не столь древним праздником, как Олимпийские игры. Они были учреждены афинским правителем Писистратом в 566 г. до н. э. с целью поднять престиж Афин в греческом мире. В отличие от местного аттического праздника Афиней, происходившего ежегодно, Большие Панафинеи происходили раз в четыре года летом в конце июля месяца в течение нескольких дней. Народ собирался с вечера на агоре. Праздник открывался пением и танцами. Затем начиналось шествие в сторону акрополя, которое перемежалось различными ритуальными действами. К восходу солнца шествие подходило к восточной стороне холма, как раз в то мгновение, когда первый луч солнца озарял восточный фасад Парфенона и, проскользнув в целлу, освещал хризоэ-лефантинную статую богини. Далее шествие медленно двигалось к южным склонам холма. Здесь в театре Диониса и Одейоне Перикла вновь начинались пения и танцы. Затем постепенно ко второй половине дня подходили к Пропилеям, откуда начиналось торжественное восхождение на акрополь. Порядок торжественного шествия был запечатлен Фидием на ионическом фризе Парфенона. Впереди шли знатные девушки и несли вытканное ими в подарок богине покрывало-пеплос, за ними шли старейшины города, послы других городов, их слуги с дарами, атлеты, жрецы, жертвенные животные. Все это шествие поднималось на акрополь и медленно двигалось вдоль северного фасада Парфенона в сторону Большого алтаря Афины. Вполне вероятно, что шествие завершалось к вечеру, т. е. когда последние лучи заходящего солнца кратковременно освещали северный фасад Парфенона, что было возможно только в разгаре лета. Таким образом, в течение дня шествие двигалось синхронно с движением солнца по небосклону. К сожалению, не сохранилось подробного описания Панафинейских празднеств в Афинах, поэтому мы можем на основании сохранившихся источников и собственных рассуждений лишь частично воспроизвести этот красивый обряд. Давно уже ушла в невозвратимое прошлое греческая цивилизация, давно отшумели Панафинейские празднества, но древние памятники Афинского акрополя и в настоящее время кажутся нам живыми и по-прежнему прекрасными.
Расцвет Афин был недолговечным. Стремление этого государства к расширению своего политического и экономического влияния привело к столкновению с Пелопоннесским союзом городов, во главе которого находилась Спарта. Это привело к тяжелой и бесславной для Афин Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н.э.), в результате которой Афины постепенно утратили свое ведущее положение в Греции. Но прежде чем наступил этот период, многовековой процесс строительства городов-государств был подытожен в трудах двух крупнейших философов древности Платона (428-348 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.).
Проекты и рассуждения об организации государства и планировке городов отражали общие мировоззренческие концепции Платона и Аристотеля и те политические партии, к которым они принадлежали.
Так, философ-идеалист Платон, связанный с аристократическими кругами своего времени, был приверженцем жестко регламентированного государственного устройства. Недаром ему же принадлежал рассказ о мифической стране Атлантиде, управлявшейся царем и архонтами. В интерпретации Платона Атлантида была историческим прототипом того идеального города-государства, о котором он рассуждал в своих произведениях «Государство» и «Законы».
В идеальном государстве Платона общество делилось на три сословия: философов, призванных управлять государством; воинов, призванных защищать его, и демиургов, т. е. ремесленников земледельцев и купцов, призванием которых было поставлять материальные блага. Ниже этих сословий находились рабы, которых Платон рассматривал лишь как на живые орудия труда, население города-государства подразделялось на 12 имущественно равных групп, каждая из которых называлась филой и размещалась в своем районе.
Идеальная схема расселения, по Платону, скорее относилась уже к пройденному этапу греческого градостроительства, чем отражала насущные требования его эпохи. В то же самое время его схема оказалась весьма живучей и неоднократно повторялась теоретиками-утопистами эпохи Возрождения и новейшего времени.
Рассуждения Аристотеля и Платона значительно отличались друг от друга. Более того, Аристотель неоднократно критиковал отдельные положения своего учителя, касавшиеся государственного устройства и города.
Так, например, Платон считал, что город должен быть расположен изолированно от внешнего мира, в особенности от бойкой морской торговли, считая, что жители полиса должны кормить себя в основном сами, а не надеяться на привозные продукты и товары. Аристотель же, наоборот, считал необходимым приморское расположение города и видел в этом залог его дальнейшего развития.
Платон проповедовал правильность городской планировки и одинаковость жилых домов. Аристотель же критиковал чрезмерно жесткую планировочную схему Платона. Он писал: «Не нужно устраивать город так, чтобы он весь в целом имел правильную планировку. Надо, чтобы планировка была правильна только в отдельных частях и кварталах. Так будет лучше и для безопасности рода, и для его благообразия» («Политика», VII, 10-11).
Аристотель высказывал также свое мнение о городских площадях. Он предлагал одни площади целиком предоставить торговле и разместить вокруг них базилики, присутственные места и судебные учреждения. Другие площади, которые Аристотель называл «чистыми», он советовал окружить храмами, гимнасиями и другими общественными зданиями. Таким образом, схема Аристотеля оставляла свободу для выбора той или иной планировочной системы и была более гибкой и жизненной, чем схема Платона. В «идеальном городе» Аристотеля можно увидеть многие черты Афин IV в. до н. э.
Большую ценность также представляет эстетическая концепция Аристотеля, которая, с одной стороны, подытоживала расцвет греческого искусства классического периода, с другой открывала новые горизонты художественного мышления эпохи эллинизма. Учение Аристотеля о прекрасном в искусстве, его определение красоты как соразмерности и порядка, понимание им гармонии как единства целого и частей, взаимосвязанных посредством соразмерности и пропорций, его рассуждение о мере как об исходной и неделимой единице целого — вот далеко не полный перечень эстетических проблем, затронутых Аристотелем. Эти эстетические проблемы являлись философским обобщением конкретных художественных задач его времени, в том числе и вопросов, связанных с архитектурно-пространственными композициями и ансамблями.





НовостиЧасто задаваемые вопросыИстория архитектурыТехнологии строительстваЧто нужно знать застройщикуКаталог ссылокКарта сайта