ГлавнаяО компанииНаши работыОбразец проектаПубликации"Умный дом"Декор и коврыУслуги и ценыКонтакты


Архитектурно-строительная компания
Трианон

история архитектурывеликие архитекторысловарь архитектурных терминов
 

ЭТРУССКИЙ ПЕРИОД

(VIII-VI вв. до н.э.)
Апеннинский полуостров, на котором складывалась культура древнего Рима, в большей части своей покрыт горами. В долинах между ними и на приморских равнинах жители выращивали виноград, разводили сады, занимались животноводством. История Древнего Рима насчитывает почти двенадцать столетий. Древнейший ее период изучен еще недостаточно. Археологи предполагают, что уже в IX в. до н. э. на левом берегу Тибра на вершине холмов возникли родовые поселения, которые впоследствии в результате синойкизма слились в единое целое и образовали римский народ.
Культура Этрурии (современная Тоскана) создавалась на основе еще более древней культуры италиков, коренных жителей Апеннинского п-ова, которые селились в городах, обнесенных земляными валами и рвами. Жилища представляли собой круглые хижины с соломенной крышей на жердевом каркасе.


Строительные навыки и искусство этрусков — предположительно пришельцев из Малой Азии — смешивались с местными традициями и к тому же подвергались греческому влиянию. В VIII—VI вв. до н. э. у них складывается рабовладельческий строй, обеспечивший многочисленной рабочей силой крупные ирригационные работы на болотистых равнинах Средней Италии, строительство мостов, крепостей, протяженных дорог.

На высоком уровне стояло у этрусков мастерство каменной кладки, использовалась клинчатая арка с перекатом (в два слоя), повышающим ее прочность. В перекрытиях гробниц и цистерн для запасов воды применялись ложные своды. Сами этрусские гробницы аналогичны малоазийсним и микенским. Тумулусы — погребальные курганы — включали в себя гробницы типа Атреевой. Урны с прахом воспроизводили формы жилого дома.
Уже в период архаики строятся города с регулярной планировкой, с улицами, ориентированными строго по странам света. Культовые сооружения размещались на вынесенных за пределы города священных участках.

В жилом доме этрусков комнаты группировались вокруг атриума — дворика или центрального помещения с отверстием в средней части конструкции крыши, под которым устраивался небольшой бассейн. Элементы атриума переходят в архитектуру римского жилого дома и общественных сооружений базиликального типа.
Храмы этрусков посвящались обычно трем божествам. Рассмотрим особенности реконструкции храма в Орвьето (IV в. до н. э.): трехчастная целла, наличие глубокого с широко поставленными колоннами фасадного портика, отсутствие плоскости фронтона. Построенный на высоком подиуме, храм имеет лестницу только со стороны главного фасада; скаты кровли имеют большой вынос для защиты от дождей, поскольку храм сооружался из дерева и сырцового кирпича с облицовкой терракотовыми плитами.

Возникновение первого укрепленного поселения связывают с именем полулегендарного царя Ромула, который якобы заложил город на Палатинском холме, впоследствии названный «Квадратным Римом». Считается, что закладка города была произведена согласно этрусским обычаям, которые гласили, что город может быть построен лишь после гадания по полету птиц (ауспиций), в том случае если будет соответствующее знамение. Затем запрягали в плуг быка или корову и пропахивали им вокруг будущего города борозду. Причем там, где должны были быть городские ворота, плуг приподнимали, оставляя землю нетронутой. Затем по контуру борозды рыли ров, а вырытую землю использовали в качестве основания для крепостных стен. Территория внутри стен называлась собственно городом -- урбсом, а полоса земли вокруг стен была внешней границей города – помериумом.

В конце VII в. до н. э. Рим, бывший мелким земледельческим поселением, обращает внимание этрусков своим выгодным положением на торговых путях. Вокруг него возводятся оборонительные стены и инженерные сооружения, строятся культовые и дворцовые здания на Капитолийском холме, укрепленном особенно надежно.

Древнейшее городское поселение Рима занимало всю территорию Палатинского холма, а помериум опоясывал его подножие.
Первоначальное государственное устройство Рима носило черты родового строя. Так, «римский народ», т. е. полноправное население Рима делилось на роды, курии (объединения родов) и трибы (племена). Все население, находившееся вне этой родовой организации, называлось плебсом. Народные собрания (комиции) происходили по куриям, в них участвовали только патриции. По преданию, Ромулом был создан Сенат. Власть царя была ограничена как сенатом, так и народными собраниями. Постепенно патриции становятся господствующим классом, владеющим земельными наделами и рабами, тогда как плебеи превращаются в средних землевладельцев и ремесленников.
С развитием рабовладельческой демократии этрусские цари были изгнаны из Рима в конце VI в. до н. э., но римская культура наследовала этрусскую и продолжала развивать заложенные ею направления в архитектуре.
В этот период Рим начинает расти. В долине между холмами возникает новый общественный центр, что стало возможным после того, как эта территория была осушена путем прокладки древнейшего гидротехнического сооружения Рима – клоаки Максима. Город начинает распространятся на другие холмы, возникает радиальная система дорог, население города значительно увеличивается.

Ранняя греческая колонизация Апеннин определила прочные культурные и экономические связи этих районов с Грецией, оказала сильное влияние на развитие архитектуры античной Италии.

Человеческое измерение
Призрачное удлинение некоторых вотивных фигур – «вечерние тени», по определению этрускологов-романтиков, — очень мало согласуется с идеей статуи: это шаманическое присутствие истины, весьма тревожное по сравнению с более земной эллинистической скульптурой. Внимание сконцентрировано на лице, далее тянется металлический прут с минимальным количеством выступов: это только ступни ног и гениталии. У женской фигуры груди и колени изображены обстрактно в виде симметричных бугорков.
Плотно прижатые к телу руки едва различимы. Во времена триумфа иллюстративного реализма неивестный скульптор сумел передать здесь человеческое существо в его первородной чистоте, словно бы первым давая возможность человеку выйти из безны времени, из пустоты. Обходя молчанием то, что неизмеримо, он запечатлел миг проявления взгляда. За две тысячи лет до Альберто Джакометти он создал из скульптуры невероятную реальность.







НовостиЧасто задаваемые вопросыИстория архитектурыТехнологии строительстваЧто нужно знать застройщикуКаталог ссылокКарта сайта