ГлавнаяО компанииНаши работыОбразец проектаПубликации"Умный дом"Декор и коврыУслуги и ценыКонтакты


Архитектурно-строительная компания
Трианон

история архитектурывеликие архитекторысловарь архитектурных терминов
 

АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(30 г. до н. э. — 476 г.)

У истоков державы, которая сделает из образа всемирное послание, было военно-аграрное общество.
К концу 6 в. до н. э. Рим — аристократическая рабовладельческая республика. Власть сосредоточилась в руках двух ежегодно избиравшихся консулов. На протяжении республиканского периода Рим вел постоянные войны. В V в. до н. э. римляне вели войну с этрусками и другими соседними народами. В IV в. до н. э. происходили войны с самнитами. В III в. до н.э. велась война за обладание Южной Италией. К середине III в. до н.э. Рим подчинил себе почти все народы, населявшие Италию. Он превратился в крупное государство, но по своему характеру оставался типичным античным полисом, экономической основой которого была античная форма собственности на землю, владельцами которой могли быть только полноправные члены полисной общины. Рим в эпоху ранней республики не выходил за пределы стен Сервия Туллия. На древнем форуме и на Капитолийском холме возникли храмы, которые в императорский период были почти целиком перестроены. Жилая застройка города, по-видимому, была из сырцового кирпича или дерева и не оставила никаких следов в городской планировке.
Напряженная военная обстановка, в которой создавалась республика, вынуждала к возведению оборонительных и инженерных сооружений. Дальнейшее укрепление стен Рима сопровождалось прокладкой дорог, подземных водопроводов, канализационных коллекторов.
Чтобы понять в целом характер римской архитектуры, причины появления гигантских парадных площадей, крупных зрелищных зданий и мемориальных ансамблей, необходимо разобраться в социально-экономической жизни Древнего Рима. Развитие торговли, успешные войны и приток рабов благоприятствуют подъему экономики, дальнейшему обогащению родовой знати (патрициев), выдвижению богачей из среды простонародья (плебеев) и формированию новой римской знати — нобилей. Усиливается имущественное неравенство; свободные общинники вытесняются с земель и устремляются в город, где занимаются ремеслом, мелкой торговлей, становятся профессиональными военными.
Войны превращаются в одно из главных средств наживы римской знати. Полководцы-победители были кумирами римлян, им воздавались высокие почести. В ознаменование побед устраивались многодневные празднества с торжественными парадами войск, раздачами хлеба и денег, грандиозными представлениями, боями гладиаторов.
В соответствии с образом жизни складывалась и архитектура Рима — сложная система общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших десятки тысяч людей.
Возведение сложных по пространственному решению инженерных и гражданских сооружений стимулировало быстрое развитие строительной техники. Конструкция стены и арки, заимствованная у этрусков, получает дальнейшее развитие в римской архитектуре при строительстве мостов, акведуков. Растет пролет арок. Арочные пролеты мостов Фабриция и Цестия (I в. до н. э.) достигают 24,5 м.
Создание крупных общественных сооружений с внутренним пространством, свободным от опор, становится возможным благодаря применению сводчатых конструкций, выполненных из тесаного камня или обожженного кирпича. Наиболее экономичными и практичными в работе были своды смешанной конструкции из кирпичных арочных ребер, выложенных по деревянной опалубке, с последующим заполнением промежутков тонкой бетонной оболочной. Но широкое использование красного кирпича начинается в эпоху империи, когда римляне знакомятся с принципами возведения сводов и куполов в архитектуре Востока.
В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн и гражданских битв выражена в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений, лучше всего сохранившихся до наших дней. Оборонительная стена Рима (возникшего еще в 8 в. до н. э. на трех холмах: Капитолии, Палатине и Квиринале) представляет собой одно из знаменитых произведений инженерного искусства античности. Сложенная из больших блоков туфа, она спускалась к Тибру.
Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. К числу знаменитых сооружений относится ведущая к Риму Аппиева дорога (4—3 вв. до н. э.) для движения когорт и гонцов; это первая из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога шла по массивной стене 197 м длиной, 11 м высотой, расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод. Мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, она была дополнена во 2 в. до н. э. акведуком (водопроводом). В следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 i. до н. э.), перекинутые через широкие пролеты, пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж. К древнейшим сводчатым конструкциям относится сточный канал Клоака Максима в Риме, существующий до наших дней.
Бетонная техника, не требующая дорогих обработанных каменных блоков, применялась наряду с регулярной квадровой кладкой. Сначала из притесанных камней неправильной или ромбовидной формы выводились две лицевые стенки; пространство между ними заполнялось бетонной массой — слои щебня заливались известково-пуццолановым раствором. Стены штукатурились под окраску или облицовывались камнем.
Применение бетонной техники позволяло силами малоквалифицированных рабочих в короткие сроки возводить огромные здания, например сохранившиеся до наших дней склады Эмилиев в Риме, протянувшиеся вдоль р. Тибра почти на 0,5 км.
Завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземноморье, он становится к середине 2 в. до н. э. могучей державой. Приток рабов и ценностей из покоренных провинций обогащал государство, способствуя росту имущественного неравенства и углублению классовых противоречий. Восстания рабов, такие, как Сицилийские (2 в. до н. э.), и восстание Спартака (1 в. до н. э.), потрясали республику.
В военных походах сформировался тип колониального поселения лагерного характера — каструм — с прямоугольной сеткой улиц и выделением главных магистралей кардо и декумануса, на пересечении которых размещался форум — площадь для собраний с шатром военачальника в центре .
С распространением римского владычества на Древнюю Грецию и Восток в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение 3 — 1 вв. до н. э. изменяет нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Римские храмы, виллы, дворцы превращаются в своего рода музеи искусства.
Обогащение за счет колоний вызвало тягу аристократии к роскоши и обращению к эллинистической культуре. В Риме изучается греческий язык, философия, богатые дома наполняются произведениями греческого искусства. Планировка богатой усадьбы включает в себя и римско-этрусский атриум, и греческий перистиль.
Увлечение греческим искусством проявляется прежде всего в обращении к ордерной системе. Однако римляне приходят к новому пониманию ее значения. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он используется главным образом в декоративных целях. Это происходит потому, что опорные функции в римской архитектуре выполняет стена. Большое место поэтому принадлежит арке, опирающейся на массивные столбы. Колонны не были способны нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняют конструктивную роль, причем чаще оформляются в пышном коринфском ордере. Кроме того, римляне заимствовали у этрусков тосканский ордер, колонна которого отличается от дорического наличием базы, отсутствием триглифно-метопного фриза и каннелюр. В императорский период возникает особая разновидность коринфской капители в виде комбинации ее с капителью ионической.
Интенсивная застройка Рима привела к освоению неудобных холмистых территорий. Перёд строительством рельеф обрабатывался террасами; террасные дома и храмы приобретают регулярные осевые композиции в отличие от греческих принципов свободной расстановки зданий на рельефе.
Одним из существенных элементов в таких организующих пространство композициях становятся окружающие храм или дворец аркады, иногда многоярусные, образующие перистиль, замкнутый в плане, но благодаря перепадам высот раскрытый на природу и хорошо связанный с городским пейзажем.
Древнейшим местным типом римского храма был круглый периптер. Таков небольшой храм в Тиволи близ Рима (1 в. до н. э.). Его массивное со сводчатыми пролетами основание создает переход от каменистой скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.


Превращение Италии в метрополию огромной державы вызвало строительство в Риме парадных ансамблей. Главная торговая площадь Рима — Форум Романум — превращается в политический центр страны, обстраивается памятниками и храмами. Ансамбль римских форумов складывался на протяжении двухсот лет.
Во времена Цезаря Форум Романум стал тесен. Севернее его строится новый, положивший начало ансамблю Императорских форумов. Здесь на высоком подиуме был возведен храм Венеры, считавшейся покровительницей рода Юлиев, к которому принадлежал Цезарь. Обширное пространство форума было ограничено парадными стоями коринфского ордера.
С точки зрения формирования типов культовых зданий республиканского периода интерес представляет прямоугольный псевдопериптер в Тиволи. Планировочные принципы архаического римского храма с глухой целлой и выделением главного фасада портиком соединились здесь с формами греческого ионического периптера, задняя и боковые колоннады, которого совместились с плоскостью стены. Композиционные приемы этого храма получили продолжение в римском храме в Ниме (Франция).
Общий силуэт римских храмов отличается большей стройностью и динамичностью по сравнению со спокойными объемами греческих культовых зданий, более крутыми скатами кровли. Греческий стереобат с гигантскими ступенями заменяется в Риме на подиум с лестницей обычных размеров только со стороны главного входа.
Арка и стена — основные тектонические средства в римской архитектуре. Заимствованные в Греции ордера, более изящные и сухие в Риме, сохраняют главным образом функции декоративные: украшают, расчленяют стену, усиливают выразительность аркад.
Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа жилого дома. Лучшие его образцы сохранились в Помпеях («Дом Пансы», «Дом Фавна», «Дом Веттиев»).
По большей части — это одноэтажный дом, который состоял из парадного помещения — атриума, открытого двора — перистиля (одного или нескольких), замкнутого жилыми комнатами и мраморной колоннадой; перистиль украшался фонтаном, статуями, цветниками. В отличие от греческого в римском доме все помещения располагаются в стройном порядке по сторонам от главной оси. Атриум освещался через прямоугольное отверстие в перекрытии. По скатам крыши в это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мраморный бассейн. Чувством спокойного бытия веет от помпейских домов, их перистилей; лишенные фасадной обработки, дома приобретают внутри привлекательный вид благодаря украшающим их фрескам и мозаикам. Контрастом одноэтажным домам богатых людей были многоэтажные дома, сдававшиеся в наем,— в них обитал римский народ, плебеи.
С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах на основе греческой традиции разрабатывается система стенных росписей. Примеры помпейских росписей знакомят с основными чертами античной фрески, выполненной по сырой штукатурке. По характеру помпейские росписи принято делить на четыре группы, условно названные стилями. Первый стиль (инкрустационный), распространенный во 2 в. до н. э., имитирует кладку стен квадрами разнообразного мрамора и яшмы («Дом Фавна» в Помпеях). В начале 1 в. до н. э. получает развитие второй помпейский стиль (архитектурно-перспективный). В нем стены расчленяются живописно-иллюзорно исполненными колоннами и портиками; декорации как бы раздвигают стены дома и увеличивают пространство интерьера. Между колоннами появляются картины, часто воспроизводящие произведения греческих художников. В их композициях раскрываются перспективы улиц, домов, ландшафты гор и равнин («Вилла мистерий» близ Помпеи). Третий стиль (ориентализирующий) получает развитие в эпоху империи с конца 1 в. до н. э. Его отличают строгость, изящество и чувство меры. Уравновешенные композиции, линейный орнамент на ярком фоне подчеркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь древнего мастера. Тонкие колонки, легкие гирлянды, ювелирно выполненные цветы и орнаменты подчеркивают уют комнат («Дом столетней годовщины»). Четвертый (декоративный) стиль распространяется позже — в 1 и 2 вв. н. э. Фантастические и динамичные архитектурные декорации разрушают замкнутость стены. Художник вводит росписи в виде театральных декораций, воспроизводящих фасады дворцов, виднеющихся через окна садов («Дом Веттиев» в Помпеях).
Архитектура и пейзаж
Македонское влияние проявилось в римских настенных росписях. В Амфиполе в одном и том же доме есть фрески и первого, и второго стиля (согласно делению, установленному для Геркуланума и Помпей). Повильон в гробнице Лисона и Калликла в Левкадии несет иллюзивный заряд самых смелых архитектурных симуляций. Уроженцем Македонии был художник Гераклид, переселившийся в Афины после падения царя Персея в 168 г. до н. э.: этап, когда диаспора принесла романизированный Запад образы своей сложившейся традиции. В конце Пергамского царства (133 г. до н. э.) в Италию приезжает Иайа из Кизика, который был уготован в качестве портретистки. Один дом на Родосе сохранил фриз с изображением моря и эротов: на светлом фоне фигуры сначала нанесены в виде серых силуэтов, поверх которых форма моделируется с помощью светотени.


Это та же самая техника, что и в пейзажах из «Одессеи», найденных в одном доме на Эсквилине, с тем исключением, что в последних силуэты красновато-коричневые. Эта фреска подрожает циклу родосских панно того времени, когда скульптуры острова начинают воспроизводить в мраморе для римских заказчиков бронзовые композиции, изображавшие приключения Одессея. В этой росписи герой и его спутники, – маленькие люди в огромном театре. Всем этим был очарован Витрувий.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников, столь значительных, как греки. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него конкретно-повествовательным началом. Рельеф являлся неотъемлемой частью архитектурного декора.
К началу республиканского периода изготовляются из бронзы культовые статуи, такие как статуя божества из Ариччи, или вотивные, как Капитолийская волчица, гордое воспоминание о мифическом основании города.


Однако лучшее из художественного наследия римской скульптуры — портрет. В Риме возникает его новое понимание. В отличие от греческих мастеров, подчиняющих даже в портрете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность, историческое чутье римлян, их умение обобщить наблюдения в ясной и сжатой форме. Люди, запечатленные в портретах, отмечены сдержанностью, спокойствием и серьезностью, за которыми чувствуется напряженная жизнь мысли и страстей.
Зарождение римского портрета связано с древним заупокойным культом предков, защитников домашнего очага. Восковые маски, снятые с лиц умерших членов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процессии. Позже эта традиция питается практической потребностью сохранения для потомства точного изображения данного лица как индивидуальности, прославления участников исторических событий.
Стиль римских портретов эволюционировал. Он последовательно отражал изменения облика людей, их внутреннего склада, нравов, идеалов. Портретам республиканской эпохи, при документальной точности воспроизведения черт лица, свойственны упрощение форм, резкая жесткость линий. Детали не всегда приведены к единству, моделировка суха. Но запечатленные в них образы мужественных участников ожесточенной общественно-политической борьбы исполнены самосознания, нравственной силы, овеяны суровым духом республиканских добродетелей. Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон — человек практического склада ума, хранитель строгих нравов. Остро индивидуален портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и со скептической складкой на тонких искривленных губах (3 в. до н. э., Турин, Музей). Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальном портрете в рост сурового «Римлянина, совершающею возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан), исполненного чувства долга. Образ Авла Метелла (ок. 100 г. до н. э., Флоренция, Археологический музей) овеян духом республиканских форумов. Изображенный в момент обращения к согражданам, он воплощение самодисциплины и волевой собранности. Самосознание личности предельно лаконично выражено в ораторском жесте и напряженно сосредоточенном лице. Угловатые движения, строгие жесткие складки тоги, энергичный чеканный рисунок и размеренный ритм подчеркивают суровость и героику образа доблестного оратора.
Скульпторы эпохи Республики создавали не только портретные бюсты, но и групповые портреты семьи и родственников. Их возникновение объясняется строгим семейным укладом древнеримской общины. Примером такого группового портрета является изображение в надгробной стеле римлянина Вибия и членов его семьи (мрамор, 1 в. до н. э., Рим, Ватикан).
Образ человека в портрете эпохи Республики сохраняет внутреннюю замкнутость. Взгляд изображаемого обычно остается безразличным к окружающей среде. Как и в греческом искусстве, человек находит опору в себе самом





НовостиЧасто задаваемые вопросыИстория архитектурыТехнологии строительстваЧто нужно знать застройщикуКаталог ссылокКарта сайта