ГлавнаяО компанииНаши работыОбразец проектаПубликации"Умный дом"Декор и коврыУслуги и ценыКонтакты


Архитектурно-строительная компания
Трианон

история архитектурывеликие архитекторысловарь архитектурных терминов
 

АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ ИПМПЕРИИ

(30 г. до н. э. — 476 г.)
Следующий этап развития древнего Рима связан с превращением его из города-полиса в столицу огромной Римской империи. Этот процесс в значительной степени был связан с завоевательной политикой римлян, выразившейся в нескольких войнах, получивших название пунических (пуни-латинское название финикийцев, основавших Карфаген).
Пунические войны велись между Римом и сильной средиземноморской державой Карфагеном в III в. до н. э. и привели в конечном итоге к превращению Рима в столицу огромной Римской империи. В результате 1-й Пунической войны (264-241 гг. до н. э.) Римом были завоеваны острова Сицилия, Корсика и Сардиния; в результате 2-й Пунической войны (218-201 гг. до н.э.) в руки римлян перешла Испания; 3-я Пуническая война окончилась взятием и разрушением города Карфагена (149-146 гг. до н.э.). Пунические войны вызвали важные социальные и политические изменения в римском государстве, среди которых немаловажное значение имел приток военной добычи и рабов, повлиявший на дальнейшее развитие рабовладельческого уклада жизни.
Идея вечного мирового господства Рима воплощается в произведениях, созданных в традициях греческого искусства.
Рим получает совершенно новый облик, необходимый для престижа мировой столицы. Умножается количество общественных зданий, строятся форумы, мосты, акведуки, возрастает богатство архитектурного убранства. По словам историка Светония, Август так Рим «украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял его кирпичным, оставляет его мраморным». Город поражал современников необозримостью площади — ни с одной стороны он не имел четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах Кампаньи. Великолепные здания, колонные портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.

В процессе постоянных войн и экспансий, проводившихся Римской республикой, сложилась система сухопутных дорог, а также приемы их замощения. Так, одна из наиболее древних дорог южного направления, соединявшая Рим с южными портовыми городами Тарентумом и Брундизиумом, была начата в конце IV в. до н. э. Она получила название Аппиевой дороги в честь ее строителя, крупного государственного деятеля этого времени Аппия Клавдия. Структура дорожного покрытия, неоднократно обновлявшаяся, состояла из плотного основания, представлявшего собой затвердевшую массу типа грубого бетона и верхнего замощения полигональными плитами окаменевшей лавы. Такие дороги строились римлянами повсеместно с той только разницей, что мощение производилось из местных пород камня.
В тех случаях, когда на пути встречались препятствия в виде рек и долин, римляне строили мосты. Примерами такого рода сооружений могут служить мосты Фабриция и Цестия в Риме, мост в Римини и многие др.
Мост Августа в Римини (древнеримский Ариминум) находился на другой, не менее важной дороге, начинавшейся в Риме и проходившей в северном направлении в Медиоланум (современный Милан) и далее в Европу. Эта дорога получила название дороги Фламиния в честь Гая Фламиния-римского консула и крупного военного деятеля времен 2-й Пунической войны. Мост Августа в Римини, построенный из прекрасного мраморовидного известняка, сохранился до настоящего времени. Он покоится на пяти невысоких арках пролетом около 9 м. Примерно такой же ширины была и его проезжая часть.
Помимо Аппиевой и Фламиниевой дорог, начинавшихся в Риме и продолжавшихся за его пределами на больших расстояниях, следует назвать еще Остийскую и Портовую дороги, а также дорогу Аврелия, которые направлялись в сторону Тирренского моря, где находились главные римские морские порты. Кроме того, из Рима дороги направлялись в восточном направлении в другие города Лациума-Тибур, Пренесту, а также в каменоломни и лесные районы центральной Италии, откуда в Рим поставлялись строительные материалы. Речь идет о Номентанской, Тибуртин-ской, Лабиканской и Пренестинской дорогах.
Следует отметить, что вдоль римских дорог были расставлены дорожные столбы-миллиарии, причем точкой отсчета служил столб, находившийся на Капитолийском холме в Риме.
Каждая римская провинция имела свою систему дорог, но все они в конечном счете сходились в Риме. Вдоль дорог на расстоянии дневного перехода римляне строили города по типу военных лагерей. Иногда это были лагеря туземцев, преобразованные по римскому образцу, а иногда специально построенные укрепленные.
Универсальный метод разбивки городской территории сложился еще в период пунических войн, когда римлянам приходилось строить большое число военных городов для размещения гарнизонов охранявших завоеванные территории и построенных по образцу походных лагерей. Описание походного военного лагеря сохранилось в трудах древнегреческого историка Полибия (200-120 гг.). Оно дает достаточно полное представление о размерах и системе планировки этих временных поселений.
По Полибию, в центре римского военного лагеря располагался преторий, то есть палатка главнокомандующего армией претора (консула). По левую и по правую стороны от него располагались квесторий -- палатка квестора (казначея) и форум -- место палатки легата-- помощника претора. Далее вдоль главной улицы размещались палатки трибунов (главных военачальников -- шесть в каждом легионе) и префектов, т. е. Начальников- смотрителей. Слева и справа от передних ворот расквартировывались отборная пехота и конница союзников. Территория, находившаяся за главной улицей разбивалась на участки, на которых размещалось основное войско, состоявшее из конницы и пехоты римлян и их союзников. По периметру лагеря располагались палатки велитов -- легковооруженных воинов. Главная улица имела ширину в 100 римских футов (около 30м.), улица Претория -- 50 футов (15м). протяженность лагеря, по Полибию равнялась 645 м. Лагерь был расчитан на два легиона.
В связи с основанием большого числа городов-колоний, которые римляне строили во всех частях своей обширной империи, а также постоянной необходимостью межевания загородных земельных владений -- латифундий в римском государстве существовала специальная профессия землемеров (агрименсоров), среди которых было немало ученых, оставивших после себя теоретические труды и практические руководства по этой специальности. Мы имеем в виду трактаты землемеров II в. н. э. Фронтина, Гигина и Бальбы.
Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города, в котором устанавливался специальный инструмент («грома») для определения направления двух главных улиц: «кардо» (северо-южного направления) и «декуманус максимус» (западно-восточного направления). Однако в дальнейшем эта строгая ориентация главных улиц по странам света стала нарушаться, и мы знаем много примеров, когда римская прямоугольная планировочная система имела другую ориентацию.
После определения направления главных улиц, параллельно им проводились улицы второстепенного значения. Ширина улицы также имела определенную регламентацию. Так, во времена императора Августа ширина «декумануса максимуса» определялась в 40 футов (12м), ширина «кардо» в 20 футов (6 м), второстепенных улиц в 12 футов (4 м).
Главный перекресток города (тетранс) часто был отмечен специальным архитектурным сооружением -- тетрапилом, представлявшим собой кубическое здание со сквозными проездами, иногда тетрапил заменялся четырьмя монументальными столбами, расположенными на главном городском перекрестке. Въезды в город, в особенности главные, были отмечены триумфальными арками или особо архитектурно оформленными городскими воротами.

В Италии, за исключением Рима, города «превышали, как правило, 50 югеров (14,7 га). Античная Кремона насчитывала 50 югеров, тогда как античные Болонья и Флоренция имели территорию около 35 югеров, т. е. около 10 га. Исключение составлял лишь город Аоста, территория которого насчитывала 140 югеров .
Аоста, или Августа Преториа, была основана римлянами в Альпах в период завоевания этих территорий войсками императора Августа в 26-25 гг. до н. э. Местное племя салассов, обитавшее здесь не хотело покоряться завоевателям. Посланный сюда римский легион, состоявший из 3 тыс. солдат, смел с лица земли небольшое поселение салассов и за очень короткий срок воздвиг город-лагерь.
Размеры города были 724 х 572 м. Две улицы Кардо и Декуманус Максимус разделяли город на четыре части и соединяли главные крепостные ворота. Улицы параллельные главным, в свою очередь подразделяли территорию города на крупные кварталы (143х181м.), которые членились на еще более мелкие участки, предназначенные для жилых домов. На территории города находились: амфитеатр, театр, термы, храм. В городе поселились римские колонисты -- ветераны военных походов Августа. Памятники античной Аосты почти не сохранились. Исключение составляет лишь триумфальная арка сооруженная вне города на главной дороге.
Таким образом, к началу императорского периода Рим представлял собой город с расходившимися от него сухопутными и морскими дорогами, соединявшими его с такими отдаленными территориями, как Северная Африка, Малая Азия, Испания, Британия и др. Вдоль этих дорог в определенном ритме располагались укрепленные регулярные города. Рим напоминал огромного паука, который «заткал» паутиной дорог и поселений огромную территорию протяженностью с севера на юг около двух, а с запада на восток более четырех тысяч километров.
Последнее столетие существования Римской республики было насыщено крупными политическими событиями. Восстания рабов, волнения крестьян, изнурительные войны показали несостоятельность республики и ее основных институтов. Диктатура Корнелия Суллы (138-78 гг. до н. э.) была последней попыткой сохранить политическое господство сенатской олигархии, которая, будучи тесно связана с отживавшими полисными традициями, потеряла свой прежний авторитет и власть. Была поколеблена и экономическая основа полисной организации. Право получения земельных наделов определялось уже не принадлежностью к гражданской общине, а службой в армии и в государственных учреждениях.
После многолетней гражданской войны, в процессе которой власть переходила то в руки боровшихся против сената крупных военных и политических деятелей Красса, Гнея Помпея, Юлия Цезаря, то сосредоточивалась в руках Юлия Цезаря, то после его убийства 44 г. до н. э.) вновь перешла к триумвирату, на этот раз состоявшему из Марка Антония, Октавиана и Элия Лепида. На конец, в 30 г. до н. э. Октавиан стал фактически единоличным правителем римского государства, а в 27 г. до н. э. сенат (закрепил за ним верховную власть и преподнес ему почетный титул Августа.
Установленный в конце I в. до н.э. «политический строй получил название принципата (т. е. главенства в сенате), но фактически это была монархия, а так как Октавиан Август взял в свои руки и всю военную власть (империум), то он получил право называться императором. Истощенное многолетними гражданскими войнами Римское государство требовало переустройства во всех областях, связанных с его управлением. (Кроме того, ощущалась необходимость создания такого искусства, которое способно было бы отвечать новым политическим идеалам и новой великодержавной идеологии. Все эти злободневные задачи возникли в тот самый период, когда завершался многовековой процесс формирования самобытной римской культуры и искусства, до того времени развивавшихся под этрусским и греческим влияниями.
В истории римской культуры эпоха Августа занимала особое место. Это был подлинно «золотой век» римского искусства, непосредственного, еще не выработавшего чрезмерно жестких канонов и правил. В этот период появились бессмертные произведения римских поэтов Вергилия, Горация, Тибулла, Овидия, в которых отразился весь диапазон духовной жизни свободных римлян: от гордости ощущения себя в центре огромного покоренного мира до любования сельской природой в окрестностях Рима.
Это был период, когда писал свою многотомную «Географию» географ и историк Страбон, который, несмотря на свое греческое происхождение, был выразителем римской государственности и идеологии. Его «География» была абсолютно необходима римлянам для того, чтобы они могли изучить и познать покоренные ими народы и страны.
И, наконец, это был период, когда Витрувий написал свой знаменитый теоретический труд «Десять книг об архитектуре».
Рим в начале правления Августа (27 г. до н. э.) не был еще перенаселенным городом. Он свободно развивался между холмов, где появились форумы, а также на Марсовом поле, где возникли многочисленные зрелищные сооружения, портики и храмы. Стены Серы Туллия давно уже перестали служить границами города и были разобраны. На холмах, среди садов и живой природы располагались патрицианские виллы, такой буколический облик столицы империи не мог отвечать политическим и идеологическим задачам времени, вот почему период правления Августа был периодом интенсивного городского строительства.
Представление о стиле культовой августовской архитектуры дает храм в Ниме (начало 1 в. н. э., Южная Франция), принадлежащий к типу псевдопериптера, в котором акцентировалось внутреннее пространство. В нем сочетаются черты греческого периптера с элементами итало-этрусского храма, расчлененного на открытый портик и замкнутую целлу (святилище). Классические формы коринфского ордера строго соблюдены, пропорции стройны, целла окружена полуколоннами, сливающимися со стеной; свободно стоящие колонны сохраняются лишь на фасаде. Они лишены пластической выразительности, присущей греческой архитектуре. В композиции целого и в каждой детали проступают волевое напряжение и рассудочная ясность, придающие зданию оттенок холодной официальности. Торжественность усиливается и тем, что храм поднят на высокий подий (основание). В отличие от греческого храма он рассчитан на фронтальное восприятие, в нем подчеркнут один вход с парадной лестницей и открытым со всех сторон шестиколонным портиком.
Наряду с господствующим классическим течением продолжает развиваться исконная местная традиция архитектуры, имеющая чисто практическое значение. Она ярко выражена в инженерных постройках. Отмечен печатью мудрой простоты замысла и умением достигнуть художественного результата при помощи немногих, но выразительных средств Гардский мост в Ниме. Свободный ритм двухъярусных мощных аркад одинаковых размеров и соответствующих членений оттенен частым ритмом арок (пролет 5 м) третьего, более облегченного яруса. Крупные рустованные (необработанные) камни выявляют грандиозность размера сооружения (высота 49 м) и подчеркивают связь с суровой природой.
Следует отметить, что строительство в городе велось на частные средства. Даже мощение дорог вменялось в обязанность наиболее обеспеченным жителям города, главным образом, триумфаторам-полководцам, привозившим с собой из походов огромное количество награбленного добра и рабочую силу в виде пленных рабов. Античные писатели, характеризуя эпоху Августа, называют множество храмов, театров, водопроводов, построенных членами императорской фамилии и его приближенными, а также им самим. Так, на Марсовом поле в этот период были построены и достраивались театры Марцелла и Бальбы, портик Октавии.
Особо активную деятельность развил родственник Августа Марк Випсаний Агриппа, который известен был своей инженерной деятельностью еще при Юлии Цезаре. Агриппа привел в порядок древние водопроводы: Аква Апиа, Анио Ветус, Аква Анция и Аква Тепула. Он построил два новых водопровода Аква Юлия и Аква Вирго. Последний был сооружен им с целью водоснабжения новых терм Агриппы, выстроенных в это же время на Марсово поле.


Распростронение терм отражает изменения во времена империи тенденции преобладания общественной жизни над частной. С успешным внедрением общественных заведений в жилых помещениях изчезают лаватрины – маленькие помещения, предназначенные для омовений. Из Сицилии и Греции приходит мода на общественное банное строительство с возможностью использования, как горячей воды, так и паровой бани, для которой проводились подземные трубы с горячим воздухом. Отметим, что внимание к вопросам личной гигиены особо акцентировалось в святилище Эпидавра, где к первоначальной банной системе добавились аналогичные сооружения римской эпохи.

В Риме общественные банные заведения назывались balnea (III в. до н. э.), затем термами ( thermae) – от греческого слова «thermos» – горячий. За чистотой и температурой в них следят эдилы; познее появляются специальные служащие, отвечающие за температуру воды и ее чистоту. Первоначальное совмещение бани (loutra) с греческими гимнасиями отражается в практике физических упражнений в термах, вскоре оснащенных специальными снарядами. В термах Агриппы (19 г. до н. э.) создается момументальный комплекс с большим парком и широким бассейном. Центральные термы Помпей (не были закончены к 79 г. н. э.) построены на основании наставлений Витрувия. Один из архитекторов Нерона в Риме изобрел осевую и симметричную планировку сооружений (62 г. до н. э.) дополненую в последствии Аполлодором Дамасским а термах Траяна, где выделяются помещения, связанные с культурным времяпрепроваждением (греческая и латинская библиотеки), залы для проведения конференций и лекций (auditoria). Проект значительно увеличивается в последующих городских термовых комплексах Каракаллы и Диоклетиана (площадь до 380х370 м2).


Всего в различных районах Рима было построено 700 бассейнов, 500 фонтанов, 130 резервуаров. Вокруг терм Агриппа устроил сады с портикам скульптурой и большими бассейнами и каналами, служившими дренажами для слегка заболоченной территории Марсова поля. Этот район стал местом увеселений и гуляний для горожан. Здесь же в стороне от увеселительных сооружений был воздвигнут грандиозный мавзолей императора Августа.


Помимо водоснабжения Август уделял большое внимание противопожарному состоянию Рима. Он настоятельно советовал использовать вьющиеся растения в качестве огнезащитного средства, а также неоднократно высказывал свои суждения о том, как нужно строить жилые дома. Это он издал градостроительный указ, предписывавший строить в Риме здания не выше 70 футов (21 м).
С именем Августа связана застройка главных холмов Рима: Капитолийского и Палатинского. Так, по свидетельству римского писателя и историка Светония, на Капитолийском холме на месте более древних сооружений им были построены храмы Юпитера и Аполлона. Особое внимание Август уделял благоустройству и застройке Палатинского холма.

Октавиан, резиденция которого находилась изначально близ Форума, перевел ее затем на Палатинский холм, где приобрел дом, ранее принадлежащий оратору Гортензию. После победы над Секстом Помпеем он окупает и другие прилегающие здания, которые затем приказывает снести, а землю дарит государству для постройки храма Апполона. В нижнем помещении западной части дома, предназначенной для личного пользования, в комнате, называемой Станца Делле Маскере (Комната масок), до сегодняшних дней сохранилась необыкновенно яркая настенная роспись.
Большое внимание в этот период было уделено древнему римскому форуму — форуму Романум, сооружение которого уходило корнями в глубокую древность. Здесь сохранились материальные остатки царского и республиканского периодов развития города: атриум и храм Весталок, так называемые Царские чертоги, базилика Эмилия, храм Сатурна, трибуна для ораторов — Ростра и др. При Августе все обветшавшие постройки были починены. Была достроена базилика Юлия, построен поминальный храм Юлия Цезаря, заново возведен храм Кастора и Поллукса, подновлен храм Сатурна и, наконец, выстроен у подножья Капитолийского холма большой храм Согласия. Одновременно было продолжено мощение форума, начатое еще при Юлии Цезаре. В результате этой строительной деятельности форум Романум превратился в прекрасный архитектурный ансамбль, как нельзя более отражавший свою эпоху, когда греческое начало в градостроительном искусстве органически сочеталось с римским. Отсутствие жесткой прямоугольной формы и симметрии, наличие разновеликих сооружений, живописность, открытость и включение окружающего пейзажа -- все это отличало древний форум от форумов императорского периода.
Одновременно с реконструкцией старой площади Август предпринял строительство нового форума, получившего его имя. Форум Августа был построен по соседству с форумом Цезаря, перпендикулярно к нему. Он представлял собою пространство размером приблизительно 50х100 м, окруженное колоннадой и экседрами. В конце площади, согласно римской традиции, размещался храм. Август построил храм Марса Ультора (т. е. мстителя), согласно обету, данному им во время битвы при Филиппах (42 г. до н. э.), когда Август разбил войска Брута и Кассия.
Форум имел прекрасное мраморное замощение, напоминавшее полы в общественных зданиях. Аналогичное впечатление создавалось и при взгляде на декоративное убранство форума, в котором использовались самые дорогие породы камня и бронза. К этому следует добавить, что форум был окружен высокими 30-метровыми стенами, изолировавшими площадь от города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство, столь характерное для императорского Рима. На этом форуме уже не происходили оживленные народные собрания, как на древней площади, не произносились с трибуны горячие речи республиканцев, тишина и порядок царили на форуме Августа, куда допускались далеко не все жители древней столицы.
Эпоха Августа оставила глубокий след в древнеримском градостроительстве, многие черты перешли в последующие периоды его развития.
Искусство Древнего Рима достигает вершины в первые два века нашей эры, хотя общественные противоречия в это время усиливаются. Императорская власть приобретает тиранический характер, учащаются конфликты с сенатом, нарастает недовольство низших слоев населения метрополии и провинций. Однако финансовые реформы, упорядочение аппарата управления, приток богатств из провинций, укрепление внешнего положения, привлечение провинциальной знати различного племенного происхождения к управлению государством — все это не могло не вызвать известного подъема общественной жизни. Переживают высокий расцвет провинции. Рим превращается в империю рабовладельцев Средиземноморья.
После почти 50-летнего периода, когда во главе римского государства стояли такие одиозные фигуры из династии Юлиев-Клавдиев, как Тиберий, Калигула, Нерон, наступил новый этап строительства города. К этому времени Рим не только не украсился новыми зданиями, а, наоборот, основательно был разрушен пожарами и грабительской политикой самих императоров. Строительная деятельность императора Клавдия (41-54 гг. н. э.), построившего водопровод и святилище с храмом Клавдия, не меняла общей картины деградации города. Не внесло существенных изменений в городскую структуру и строительство так называемого «Золотого дома» Нерона, т. е. огромного дворцового комплекса на склонах Эсквилинского холма. Эта постройка поглотила все средства императорской казны и не пользовалась популярностью среди жителей Рима, так же как и ее венценосный хозяин. Особенно сильные разрушения принес пожар 64 г., во время которого практически выгорела вся центральная часть Рима. Пожар продолжался около недели, и жители города, покинув свои жилища, ютились в храмах и портиках Марсова поля.
После смерти Нерона в 68 г. и кратковременного периода борьбы за власть императором становится Веспасиан, основатель династии Флавиев, затем с 79 г. его сыновья Тит (79-80 гг.) и Домициан (81-96 гг.). При Флавиях строительная деятельность в Риме оживилась. Прежде всего город был расчищен, ликвидированы следы пожара и разрушений. Дворец Нерона был уничтожен и на его месте построены термы Тита. Веспасианом, была закончена перестройка Большого цирка у основания Палатинского холма, восстановлен храм Юпитера на Капитолии, построен обширный форум Мира поблизости от форума Августа, но главной постройкой Флавиев по праву считается Колизей (75-80 гг.).


Конец 1 и начало 2 в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна) — время создания грандиозных архитектурных комплексов. Рядом с древним республиканским Форумом возводятся предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров, стремящихся увековечить себя пышными сооружениями (Форум Траяна). Строятся многоэтажные дома, которые определили облик Рима и других городов империи. До сих пор поражают своим суровым величием развалины гигантских дворцов эпохи Юлиев, Флавиев, Северов. Порождением всего склада императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Римского государства. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях.
У входа на римский Форум в память победы римлян в иудейской войне была воздвигнута мраморная триумфальная арка Тита (81 г. н. э.) Совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 м ширины) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером внесло соразмерность и ясность в ее формы. Выступающий антаблемент и аттик (стена над антаблементом), контрасты света и тени усиливают пластическую и живописную выразительность ее форм. Среднюю часть арки замыкают две летящие фигуры богини победы — Виктории, исполненные в невысоком рельефе. Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшие углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще квадратную форму) и настенными рельефными композициями, изображающими торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями. Построение рельефа усиливает глубину пролета арки. Бурное движение толпы, пафос жестов легионеров как бы вторят триумфальной теме архитектуры.
Позднее были воздвигнуты более сложные трехпролетные триумфальные арки: Септимия Севера (3 в.), Константина (4 в.).
Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип театра и амфитеатра. Последний был всецело римским изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей вырубались в скалах, то римские театры представляли собой самостоятельные здания в центре города. Амфитеатры предназначались для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни празднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои, массовые охоты и т. д.
Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима — амфитеатр Флавиев — Колизей (75—82 гг. н. э.), высящийся около республиканского Форума.


Колизей был одним из крупнейших амфитеатров своего времени. До этого времени трудно сказать, какое из зданий Рима было главным с объемно-пространственной точки зрения. Колизей стал именно таковым. Когда его гигантский объем был завершен и верхний ярус построен, то он стал возвышаться даже над холмами Рима. Внимание его строителей было сосредоточено на том, чтобы удобно разместить в его огромной каменной чаше пятьдесят тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, которые в нижнем этаже служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156 X 188 м); центр его композиции — ныне разрушенная арена той же формы. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. Пространство под ярусами использовано под сводчатые галереи-фойе и лестницы.
Наружные стены Колизея, выложенные из серого травертина, были прежде облицованы цветным мрамором. Колизей и теперь поражает целостностью и смелостью конструкций. Три его нижних яруса оформлены сквозными арками и полуколоннами: в первом ярусе тосканскими, во втором — ионическими, в третьем — коринфскими. Четвертый ярус в виде мощной каменной стены, стягивающей сплошным поясом объем здания, завершает его и тем усиливает выражение сдерживаемой силы. Членящие стену пилястры коринфского ордера не нарушают монолит здания. Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровой энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но и обобщенностью основных форм, торжественной мощью простых ритмов.
Одной из поздних построек Флавиев был дворец на Палатинском холме. Так же, как и арка Тита, он был построен архитектором Рабирием. Дворец представлял собой обширный комплекс помещений, группировавшихся вокруг перистиля. Среди них особенно выделялся тронный зал размером 29х35м. В Древнем Риме с именем Рабирия связывают также строительство Проходного форума, расположенного между форумом Августа и форумом Мира, построенного при той же династии императоров Флавиев. Этот форум имел вытянутую форму, в конце его располагался храм Минервы, он был окружен высокой стеной и так же, как форум Августа, имел замощение.
Оценивая постройки Флавиев в Риме, осуществленные главным образом в центре города, можно заметить, что они имели еще более крупный масштаб, нежели постройки начала века, и этот масштаб более соответствовал Риму как столице Римской империи.
Расцвет Римской империи наступил во втором столетии. К этому времени окончательно утвердилась социально-экономическая система империи, базировавшаяся на эксплуатации рабского труда и на порабощении многочисленных покоренных народов. Первые два века ознаменовались экономическим подъемом и развитием международной торговли римских провинций, чему способствовало прекращение больших войн, строительство дорог, освоение новых морских путей сообщения. В этот период и город Рим достиг вершины своего развития. Он превратился в крупнейший мировой центр, куда стекались товары и люди со всех континентов. По некоторым данным, население Рима в этот период достигло 1 млн. жителей. Социальный состав и этническая принадлежность этого населения были весьма пестры. Верхний слой городского населения принадлежал к классу рабовладельцев и состоял из сословий сенаторов и всадников. Сенаторами в это время могли быть как потомки знатных фамилий, так и люди, выдвинувшиеся на службе у императора. Они были крупными земельными владельцами, с капиталом не менее 1 млн. сестерциев. К сословию всадников относились лица, владевшие имуществом не менее 400 тыс. сестерциев (в основном видные чиновники, военачальники, землевладельцы). Плебеи хотя и не считались особым сословием, но составляли значительную часть римского населения. К ним относились торговцы, ремесленники и городская беднота. В городе жили и представители класса рабов, который в это время получил внутреннюю дифференциацию. Основная масса рабов оставалась по-прежнему в личной зависимости от своих владельцев, но появились и рабы-ремесленники и служащие государственных учреждений. Кроме того, в городе проживало большое число вольноотпущенников, которые в зависимости от размеров их состояния занимали различные ступени социальной лестницы, за исключением высших. В Риме проживали также иностранцы-перегрины, т. е. свободные, но не имевшие ни римского, ни латинского гражданства лица.
Конечно, расселить и накормить такую массу людей было не легкой задачей. А так как основной состав населения Рима относился к неимущим сословиям, то императорам приходилось постоянно бороться и предотвращать возможные городские восстания. Этим и объясняется одна из сторон внутренней политики властителей Рима, заключавшаяся в подачках народу «хлеба и зрелищ».
В Риме 150 тыс. бедняков получали даровой хлеб и дополнительно продукты питания по большим праздникам. Для этого в городе существовали специальные раздаточные пункты, функционировавшие ежедневно. Вторым средством отвлечения народных масс от восстаний служили многочисленные развлечения и зрелища, где римский плебс мог проводить свой досуг. Строительство многочисленных стадионов, цирков, театров, амфитеатров, терм в значительной мере было обусловлено этой задачей.
Увеличение численности населения Рима сказалось и на характере жилой архитектуры. Замкнутость решений как отдельных зданий, так и градостроительных ансамблей характерна для античной римской архитектуры. Организованные регулярные пространства форумов не были увязаны с окружающей средой и отделялись от нее глухими высокими стенами. В стихийную застройку жилых районов, разделенных улицами, ведущими от 17 городских ворот, включались многоэтажные (до 5 этажей) инсулы — дома, сдаваемые в наем, число которых увеличивалось с ростом городского населения и уплотнением застройки. Первые этажи инсул были заняты торговыми помещениями и мастерскими ремесленников. Типовые квартиры последующих этажей имели разные размеры и уровень благоустройства.
В городе уже не оставалось места для строительства просторных домов атриумно-перистильного типа и вилл. Лишь патриции могли еще позволить себе такую роскошь. Основное же население ютилось в многоэтажных домах-инсулах. Известно, что в Риме в конце I в. имелось 1790 особняков и 46 602 инсулы. Число последних значительно возросло в следующем столетии. Инсулы были дорогие и дешевые. Жилые комнаты группировались по коридорной системе.
Плотно застроенные городские кварталы создавали большую скученность населения и способствовали распространению заразных болезней. Жилые улицы были узкими и темными. Иногда они достигали ширины 5 м при высоте до 20 м. Естественно, что на таких улицах царила вечная сутолока, о чем образно писал римский поэт Ювенал. Рим был в основном «пешеходным». Богатых горожан носили на специальных крытых носилках.
Дальнейшая эволюция римской архитектуры совершается в условиях углубляющегося с конца 2 в. н. э. кризиса рабовладельческой системы.
В это время распространяется пассивно-созерцательная философия, проповедующая покорность судьбе. В Рим проникают мистические восточные культы, христианское учение, пришедшее из Палестины. Они привлекают идеей спасения, которого жаждали народные массы. Соприкасаясь с учением стоиков, воспитывающих в человеке способность переносить невзгоды, христианство, предвещающее равенство людей после смерти, получило наибольшее признание среди римской бедноты. Оно постепенно вытеснило древнефилософские учения.
Художественные идеалы римского искусства 3 и 4 вв. н. э. отражают переломный характер эпохи, в которой распад древнеантичного уклада сопровождался новыми исканиями. В нем сильнее проявляется роль провинций и варварских влияний. Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и в его провинциях напоминают архитектуру Древнего Востока. В то же время обнаруживается стремление максимально облегчить архитектуру, усилить в ней роль пространства, одухотворить его.
С конца I в. началась новая династия их императоров, получившая название династии Антонинов. Династия Антонинов находилась у власти почти 100 лет . В нее входили императоры Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий. Ансамбли, построенные в этот в Риме, связаны в основном с именами Траяна и Адриана.
В Риме по случаю победы над Дакией был построен форум Траяна -- самый крупный из всех императорских форумов. Его строителем был архитектор Аполлодор из Дамаска. Форум Траяна располагался к северу от форума Августа. Он состоял из целой системы открытых и закрытых пространств и имел общую протяженность около 300 м. Через триумфальную арку, встроенную в стены форума, можно было попасть на открытую площадь размером 90х120. С двух сторон она фланкировалась колоннадами с двумя экседрами.в центре была установлена конная статуя императора. Поперек площади располагалась базилика Ульпиа, за которой на небольшом внутреннем дворе возвышалась триумфальная колонна Траяна высотой 43 м. Мраморные барельефы колонны, поднимавшиеся по спирали, рассказывали о дакийских походах императора Траяна. По бокам колонны располагались две библиотеки, а напротив нее находился храм Траяна. Вся эта сложная композиция по своей объемно-пространственной структуре, смене открытых и закрытых пространств напоминала ансамбли Древнего Востока и Египта. Что же касается архитектурного масштаба, то она вполне соответствовала другим ансамблям императорского Рима. Следует отметить, что с востока к форуму примыкал обширный многоярусный рынок Траяна. Таким образом, форум сочетал в себе многочисленные функции, каждая из которых была связана с отдельными его элементами.
Со строительством форума Траяна комплекс императорских форумов был завершен. Он составил систему изолированных городских площадей, пространственно не связанных одна с другой, но подчиненных единой координатной системе и соразмерных одна другой. При Публии Элии Адриане(117-138 гг.) в Риме появились новые монументальные сооружения.
За время своего 20-ти летнего правления Адриан посетил почти все римские провинции, побывал в Северной Африке и путешествовал по Египту, основал много новых городов, но любимым его городом были Афины. В Афинах им был достроен храм Зевса, построены триумфальная арка и новые крепостные сооружения, благоустроена агора, починены ветхие памятники. Из Греции вывез он в Рим многих греческих архитекторов. Его приверженность к греческому искусству пробуждала неприязнь у римских патрициев и приближенных. Этим, вероятно, объясняется то, что в самом Риме не было построено крупных ансамблей, в которых отразилась бы приверженность этого императора к искусству других стран, зато в окрестностях Рима, в Тиволи им была построена огромная вилла, где элементы греческого, римского и даже египетского градостроительства нашли свое, отражение.

В Риме же в этот период был построен огромный храм Венеры и Ромы, авторство которого приписывают самому Адриану. В градостроительном отношении роль этого здания была весьма существенна, поскольку оно было сооружено между Колизеем и форумом Романум на одной композиционной оси с последним, и его масштаб служил как бы переходной ступенью между крупным масштабом Колизея и более мелкой масштабной структурой древнего форума.

Лучшим произведением этого же периода по праву считается здание Пантеона, возведенное на останках терм Агриппы на Марсовом поле (ок. 118—125 гг.).
Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Ротонда Пантеона снаружи производит впечатление торжественного каменного массива. Глади стен противопоставлен мощный портик коринфского ордера. Главное в Пантеоне — освещенный мягким светом интерьер с огромным цельным подкупольным пространством, торжественно-величавым и гармоничным. Пропорции Пантеона совершенны — диаметр купола (43,5 м) почти равен высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равна радиусу его, в подкупольное пространство вписывается шар. Купол имеет форму полусферы, покоящейся на цилиндрической опоре. Круглое девятиметровое отверстие в его вершине — источник света; оно озаряет пространство интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древности было отмечено, что покрытие гигантской ротонды заключало в себе символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано задачей создания «храма всем богам».

Простоте геометрических форм внутреннего пространства соответствует строгость убранства. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластический декор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху. Интерьер расчленен на три яруса. Нижний выделен большим ордером колонн и пилястр, обрамляющих высокие ниши со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, уменьшающихся кверху. Своими отвесными членениями они связываются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридианам замыкая купол, а горизонтали вторят линиям карниза. Выявляя глубиной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты усиливают впечатление материальности его.
Ордер создает как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Образная сила Пантеона — в простоте и цельности архитектурного замысла. В дальнейшем развитии мирового искусства крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения. Но античное чувство меры остается недосягаемым.

Последней постройкой Адриана в Риме был его мавзолей, строительство которого начато было за несколько лет до его смерти. Это был массивный, круглый в плане объем диаметром 64 м, покоящийся на высоком цоколе и увенчанный конусообразным завершением. К мавзолею, расположенному на правом берегу Тибра, с Марсова поля вел мост, украшенный статуями. Этот мемориальный ансамбль, законченный уже после смерти Адриана, был последней крупной градостроительной работой в столице империи.

Процветание римской империи было недолговечным. В III в. это становится все более и более очевидным. Восстания крестьян в провинциях, мятежи солдат, вторжения варварских племен -- все это было лишь внешним проявлением более глубинных процессов, связанных с общественным кризисом и деградацией римского рабовладельческого строя. Низкая производительность рабского труда вошла 8 противоречие с уровнем развития сельского хозяйства. Для крупных землевладельцев стало более выгодным отдавать землю в аренду мелким производителям-колонам, которые платили им натуральной и отработочной рентой. Постепенно в римском законодательстве начинают появляться юридические акты, способствовавшие прикреплению колонов к земле, а также законы, запрещавшие убивать рабов. Другими словами, в недрах рабовладельческого общества стали появляться элементы-предвестники будущего феодального уклада. Города стали меньше привлекать крупных земельных магнатов и они предпочитали жить на виллах в центре своих обширных латифундий. Начался процесс натурализации экономики и упадок городской торговли и ремесла. Все это приводило к ослаблению связи Рима с его колониальными владениями, которые начали стремиться к административной, а затем и к политической независимости. Усилия римских императоров были направлены на военные подавления этих стремлений. Династия Северов, управлявшая империей с 193 по 235 г., тщетно пыталась предотвратить эти процессы. Не помогло и установление императором Диоклетианом (284-305 гг.) новой формы государственного управления империей -- так называемого доминанта, т. е. признание абсолютной власти императора. Не помогли и административные реформы, в результате которых римское государство было подразделено сначала на четыре части (тетрархии), а затем в 395 г.-- на Западную и Восточную империи.
Конечно, все эти события не могли не отразиться на строительной деятельности в столице Римской империи. В Риме уже не строились крупные комплексы императорских форумов, стадионов, амфитеатров, не возводились новые дворцы и храмы. Исключения составляли лишь термы, которые в значительной степени объединили в себе почти все развлекательные и зрелищные функции. Такими были термы Каракаллы (211-217 гг.) и термы Диоклетиана — крупнейшие из 11 императорских бань.
Термы Каракаллы были открыты в 216 г. Они располагались на Аппиевой дороге и примыкали одной своей стороной к Авентинскому холму. Это было очень крупное сооружение, которое занимало территорию 353 х 335 м (т. е. 12 га), а главное здание-112 х 216 м. На участке располагался сад с аллеями и цветниками и обширным «стадием». В термах были предусмотрены также помещения для культурных развлечений: библиотеки, залы и экседры для музыкальных и литературных выступлений, комнаты для бесед и т. д. Это свидетельствовало о более утонченных вкусах населения Рима в период поздней империи. Термы обильно снабжались водой с Сабинских гор.
В композиции терм Каракаллы наблюдалась такая же симметрия, как в императорских форумах. Однако в отличие от них она была более центрической. Роль композиционного центра в термах играла ротонда горячих бань, имевшая внешний диаметр около 50 м. Термы отличались от форумов еще большей изолированностью внутренней территории от городской среды. Они располагались на периферии города, далеко от общественных центров. В них царил искусственный мир архитектуры, богатого декоративного убранства интерьеров, скульптуры и подчиненных законам архитектоники-природных элементов — воды и зелени.

Термы Диоклетиана, построенные на 90 лет позже, по своим размерам и композиции были близки к термам Каракаллы с той только разницей, что в них главное здание было обширнее, но не имело столь ясно выраженного центра в виде ротонды.

Из поздних сооружений в Риме следует назвать еще триумфальные арки Септимия Севера и Константина, построенные в центре города. Арка Септимия Севера была сооружена на древнем форуме Романум, в северо-восточном его углу. Она была возведена в память десятилетнего правления этого императора в 203 г. и несла на себе уже черты упадка римской классической архитектуры, что сказывалось в ее размещении, пропорциях и декоре. Еще более эклектичной была арка императора Константина, построенная в 315 г. в ознаменование победы Константина над Максенцием, оспаривавшим императорскую власть.
Завершающим памятником этого времени была базилика Максенция-Константина на Римском форуме (306—312 гг.). Своей сквозной каркасной конструкцией она предвосхищает средневековые христианские базилики Западной Европы. В Риме базилика — это гражданское здание, обычно входящее в ансамбль Форума. Это место торговых сделок, судопроизводства и политических собраний. Базилика Максенция — одно из самых грандиозных сводчатых зданий Рима (площадь 6 тыс. кв. м). Прямоугольная в основании, она имела открытый портик на столбах с восточной стороны. Внутреннее пространство, разделенное на три нефа, завершалось в среднем нефе (колоссальном по ширине) полукруглой апсидой. Средний неф был перекрыт крестовыми сводами, которые опирались на восемь мощных столбов и поддерживались снаружи контрфорсами (вертикальными выступами стены, противостоящими боковому распору). Только короткая сторона базилики с апсидой была решена сплошной стеной. В остальных частях здания своды опирались на столбы, являющиеся основанием всей конструкции. Тонкие наружные стены были прорезаны двумя ярусами широких арочных пролетов.
В 4 в. после признания в 313 г. христианства господствующей религией начинается строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.
В эпоху империи получают дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На римском Форуме возводится Алтарь Мира, верхняя часть которого завершается многоплановым рельефом, изображающим торжественное шествие строгих, закаленных в борьбе римских патрициев, наделенных острыми портретными характеристиками. Исторические рельефы, прославляющие подвиги римского оружия, мудрость правителей, украшают триумфальные арки. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной колонны Траяна подробно и бесстрастно повествует о походе римских войск против даков.
В целом, начиная со II в., Рим мало изменился в градостроительном отношении. Из очень крупных капитальных работ следует назвать лишь строительство городских крепостных стен, которое было предпринято с целью защитить город от угрозы вторжения варваров. Новое кольцо укреплений диаметром около 4 км было построено при императоре Аврелиане в 273 г. и было названо в честь этого императора. Аврелиановы стены были построены по всем правилам крепостной архитектуры этого времени. Они имели высоту 10-15 м и толщину 1,2 м. Построенные из римского бетона и кирпича стены со стороны города имели контрфорсы, перекрытые арками, на которые опирался верхний проход. Это создавало протяженный, тянувшийся на многие километры ритмический архитектурный мотив, объединявший периферийные разрозненные постройки города. Снаружи городские стены через каждые 30 м прерывались встроенными крепостными башнями. Со времени строительства крепостных стен Рим из города с планировкой «открытого» типа превратился в замкнутый город, каким он просуществовал вплоть до начала нашего столетия.
Строительство стен не предотвратило разрушение города в V в. Так, в 410 г. Рим был взят и разграблен вестготами во главе с королем Аларихом. Затем в 455 г. Рим подвергся нашествию вандалов, и, наконец, в 476 г. начальник наемного войска германцев Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августула. Этим событием условно оканчивается история античного Рима.

Римское искусство не получило своего завершения. За пределами империи начинают создаваться произведения более выразительные, приведшие к преобразованию эллинистического видения классического наследия и легшие в основу нового европейского искусства. Одно из характерных направлений фламандского искусства XV в. своими лучшими образцами обязано восприятию традиций римского провинциального искусства: «Мужской портрет» Яна Ван Эйка (Лондон, Национальная галерея), в котором манера поясного изображения, включенная в композицию надпись, свиток в руках и складчатая драпировка находит полное соответствие в рейнских стелах эпохи империи. Тысячелетняя преемственность продлевает незавершенное величие империи, но не столько в произведениях официального искусства, сколько на нородном, бытовом уровне. Первоначальное гармоничное сочетание разнообразных направлений в искусстве – италийского провинциально вкуса с одной стороны и официального искусства имперской пропоганды с другой – уступает место глубокому расхождению в Средние века. Естественная правдивость образов сильнее всего проявлялась в провинции, где влияние придворных моделей искусства ощущалось в меньшей степени, и где представители низших сословий занимали ведущие положение – в колониальных поселениях и среди военных. Этот мир дает Европе росписи и монументальные формы романского и готического стиля вплоть до эпохи гуманизма, поэтому многие элементы, которые попадали в ту эпоху в Италию якобы как новшества, не что иное, как возвращающиеся на полуостров «потомки» италийского искусства.
Стиль, называемый «франским», на самом деле также является античным в смысле непрерывного развития народного искусства римской эпохи на территории, расположенной по ту сторону Альп. От «подражания древним» итальянского Возрождения он отличается только тем, что последний – это возрожденное античное искусство, напрямую связанное с городской средой, придворным римским искусством.





НовостиЧасто задаваемые вопросыИстория архитектурыТехнологии строительстваЧто нужно знать застройщикуКаталог ссылокКарта сайта