ГлавнаяО компанииНаши работыОбразец проектаПубликации"Умный дом"Декор и коврыУслуги и ценыКонтакты


Архитектурно-строительная компания
Трианон

МатериалыТехнологии
История паркета.

Паркет — лицевой слой пола, настилаемый по определенному рисунку из отдельных строганых дощечек, называемых планками или клепками. Паркетом называют также и сам материал, из которого выкладывается паркетный пол. Полы из паркета настилаются в жилых и общественных помещениях, они отличаются красивым внешним видом, малой тепло- и звукопроводностью, экологической чистотой и отсутствием вредных воздействий на организм человека. Качество паркета определяется породой древесины, способом распиловки ствола, способом изготовления. История паркета насчитывает несколько тысячелетий. В течение многих веков древесина использовалась в качестве основного строительного материала, в том числе и для настила полов. Именно ей отдается предпочтение в большинстве северных стран, и тому есть множество причин. Прежде всего, древесина наиболее доступный и легкий в обработке материал, обладающий вместе с тем высокой прочностью и невысокой теплопроводностью, сохраняющей драгоценное тепло.

Поначалу пол в жилищах представлял собой расколотые по длине бревна, уложенные плоской стороной вверх прямо на землю. Но уже в XVI веке изготовлялись полы из широких деревянных досок, уложенных вдоль помещения на поперечные балки, причем в общественных или княжеских зданиях деревянный настил укладывался в несколько слоев. Для настила пола применяли в основном толстые половицы из мягких пород древесины: сосны, ели, лиственницы. Надежным покрытием пола считалась также плотная укладка деревянных брусков в форме кирпичей, швы между которыми заполнялись смесью извести и смолы. Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, называемых "дубовым кирпичом". Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Планки располагали между собой под углом 90 градусов так, чтобы торец одной планки упирался в край продольной кромки другой планки. Этот рисунок носил название "в елочку", а сам пол назывался "косящатым". Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр, который использовался не столько для украшения, сколько для маскировки стыков и креплений досок. Основным способом обработки поверхности деревянных полов была пропитка топленым салом, щелоком или органическими красящими составами, а способом ухода — мытье и скобление с применением раствора щелочи и песка. Недостатком дощатого пола являлось его однообразие, ведь из доски, даже хорошо выстроганной и покрытой красками, невозможно соорудить пол, сравнимый по красоте с мозаичным. Натуральный паркетный пол представляет собой миниатюрные дощечки определенной формы, тщательно подогнанные друг к другу, покрытые специальным лаком или натертые до блеска мастикой. Вот тогда-то и родилась мысль расчленить доску на геометрические планки, из которых можно было бы складывать различные варианты напольных покрытий. Это и стало зарождением штучного паркета.

Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России. Поначалу русские мастера использовали местные породы древесины — дуб, ясень, бук, грушу, березу, орех, ольху, лиственницу, клен, можжевельник, вишню, но впоследствии этот список значительно расширился. Когда же со временем пришло умение настилки паркетного пола с использованием различных пород древесины, то на свет появились настоящие произведения искусства. Это был уже художественный паркет, лучшие образцы которого представлены сейчас в мировых музейных сокровищницах.
В России эпоху художественного паркета открыл Петр I, познакомившийся с технологиями и особенностями паркетного дела во время своего европейского путешествия. Для изготовления паркетов в новых дворцах император перевез в Петербург мастеров художественной резьбы Оружейной палаты. Создавая проекты дворцов, архитекторы сразу же разрабатывали к ним рисунки полов. Велико было влияние голландских мастеров — оно проявилось в геометрических формах, которые, дойдя до наших дней, стали одним из наиболее популярных рисунков художественного паркета. Паркет начинает восприниматься как одна из важных составляющих единого художественного пространства. Зимний дворец с его бесподобной Малиновой гостиной, Малахитовым и Петровским залами, Петродворец со сложными узорными сплетениями наборных полов Чесменского и Тронного залов и деревянной мозаикой паркетов Китайского кабинета, Останкинский дворец в Москве, Агатовые комнаты с парадным залом в Екатерининском дворце, залы дворца в Архангельском — это лишь малый список наиболее сохранившихся образцов русского паркетного искусства.
Самыми лучшими мастерами паркетного дела считались охтинские мастера. Русские архитекторы Савва Чевалинский, Дмитрий Ухтомский, Павел Аргунов и многие другие по праву конкурировали с иноземцами; именно русские делали паркет Зимнего дворца и запросили, как говорят, в два раза меньше иностранцев.

С началом масштабного строительства дворцов Санкт-Петербурга идеи и технологии укладки паркета стали быстро развиваться и совершенствоваться. В начале XVIII века в России доминировал стиль раннего барокко и мода на геометрические рисунки паркета — кубы, ромбы, квадраты, кресты, многолучевые звезды, составляющие основное поле пространства пола, что определялось помимо художественных предпочтений простотой изготовления — требовались только прямые резы планок. Художественные паркеты изготавливали отдельными щитами, которые укладывали на решетку из сухих прочных брусьев. Эта исторически сложившаяся технология послужила основой современным способам изготовления и укладки модульных паркетов. Наиболее распространенными были щиты размером 2х2 аршина, что составляет 1420х1420 мм, реже встречаются 1,5х1,5 аршина (1070х1070 мм) и 5х3 аршина (3550х2130 мм). Каждый щит имел основание из сосновых досок, на которое рыбьим клеем наклеивали лицевой слой. Толщина этого слоя цветного дерева 15-18 мм. Паркеты набирались из большого количества разнообразных по форме, цвету, текстуре деревянных деталей, часто криволинейных. При наклеивании цветного дерева на щиты применяли два способа: наборная работа — так называемое маркетри, когда рисунок собирали из отдельных частей дерева, тесно пригоняемых друг к другу, и интарсия (инкрустация), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезали отдельные фрагменты цветного дерева. При сборке щитов всякие неточности в расчетах на то или иное помещение всегда можно было исправить фризом паркета, так как его ширину можно было регулировать. Вот почему фризы, как правило, выполняли на месте.

В паркетах всегда большую ценность представляла природная окраска древесины. Чрезвычайно важным искусством является и правильный раскол дерева, подбор и укладка под определенным углом соседних клепок. Это и создавало одну из самых характерных особенностей художественного паркета — изменчивую игру дерева на свету. Раскол дерева, в котором направление волокон идет перпендикулярно источнику света, обычно кажется темным, а направление волокон древесины, идущих параллельно источнику света, кажется светлым. Эти свойства древесины широко использовались в паркетных работах. В зависимости от освещенности срезов и от перемещения источника освещения отдельные части паркета то "зажигались" светлыми пятнами, то угасали. В Россию привозили множество экзотических цветных пород древесины: черное эбеновое дерево, фиолетовое — палисандр, розовое — амарант, желтое и красное — сандаловое дерево, атласное — карагач, а также оливу, чинару, кипарис, тую, самшит, шелковицу и другие. Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность мастерам набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетом.

В XVII — ХIХ вв. всю работу над паркетами выполняли исключительно ручным способом. Массовое производство паркетных щитов в условиях фабрик начали применять только с 70-х годов ХIХ в. К началу ХХ века почти все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород древесины. При строительстве жилых и общественных зданий широкое применение находят паркетные полы простой укладки. Художественный паркет становится большой редкостью. Возрождение художественного паркета началось с реставрационных работ. Сейчас, в самом начале ХХI века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться — все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-реставраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд, но … устройство художественных полов и сегодня большое искусство, кропотливая, ювелирная работа настоящих Мастеров.





НовостиЧасто задаваемые вопросыИстория архитектурыТехнологии строительстваЧто нужно знать застройщикуКаталог ссылокКарта сайта